Транспортировка пострадавших - одна из важнейших задач при серьезных травмах или при подозрении на них. Перемещение, выполненное без соблюдения ряда правил, может усугубить состояние пострадавшего, заставив его испытывать мучительную боль или став дополнительным повреждающим фактором.
Поэтому врачи единодушны в своем мнении: лучше всего, чтобы транспортировкой серьезно пострадавшего человека занимались специалисты. Поэтому оптимальный вариант - вызвать «скорую помощь». Однако, возможно это не всегда.
Самостоятельно транспортировать пострадавшего рекомендуется в тех ситуациях, когда возможности связаться с профессиональными медиками нет или они не могут добраться до места инцидента. Также вывезти травмированного следует в том случае, если существует непосредственная опасность для жизни - то есть, если пострадавший находится в задымленном или горящем помещении, в зоне разрушения и т. д. В этих случаях пострадавшего действительно придется транспортировать своими силами и подручными средствами.
Такая транспортировка называется экстренной. При ней часто пренебрегают комфортом пациента, поскольку основная задача - спасти ему жизнь.
Также возможен вариант краткосрочной транспортировки - ситуации, когда люди, находящиеся рядом с пострадавшим, должны перевезти его на не слишком большое расстояние, чтобы человек мог получить профессиональную помощь. В этом случае стараются выбрать оптимальный способ перемещения пострадавшего, чтобы не причинить ему дополнительной боли и дискомфорта.
К транспортировке с использованием подручных средств следует должным образом подготовиться.
Прежде всего, пострадавшего осматривают, чтобы выяснить характер травм. Интересовать в первую очередь должно состояние позвоночника, головы, шеи, тазовой области и живота, а также конечностей. Необходимо убедиться, что человек находится в сознании. В том случае, если пострадавший в бессознательном состоянии, следует проверить пульс и дыхание.
В том случае, если возникает подозрение, что травмы, полученные пострадавшим, серьезные, транспортировку следует проводить, лишь если нет никакой надежды на то, что прибудут медики. В этих ситуациях перемещать пострадавшего следует в той позе, в которой он находится в данный момент.
В зависимости от характера травм и их тяжести, существует несколько общих принципов, которых необходимо придерживаться при перемещении пострадавших:
Как уже отмечалось выше, в том случае, если полученные человеком травмы очень серьезные, перемещать его необходимо, не изменяя его положение. В менее тяжелых ситуациях следует руководствоваться симптомами и общим состоянием пострадавшего:
Во время транспортировки необходимо постоянно следить за тем, в каком состоянии находится пострадавший. Если человеку внезапно стало хуже, следует немедленно остановиться и начать применять реанимационные меры (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). Продолжать мероприятия следует до тех пор, пока состояние пострадавшего не улучшится.
Способ транспортировки пострадавшего зависит от того, в каком состоянии он находится и насколько серьезны полученные им травмы. Также следует учитывать количество тех, кто может помочь в перемещении больного, и их физические параметры (силу и выносливость).
Бывают ситуации, когда в распоряжении не оказывается ни носилок, ни лямок, ни другого специального снаряжения, которое могло бы использоваться для того, чтобы перевезти получившего травму человека. В этом случае использовать приходится подручные средства. Ниже речь пойдет лишь о некоторых способах подобной транспортировки.
Для изготовления носилок из шестов понадобятся две длинные жерди. Их слегка сгибают над паром и кладут параллельно друг другу. К этому основанию привязывают горизонтальные перекладины (как ступеньки у лестницы). Для того, чтобы конструкция была более жесткой и надежной, укрепить ее можно также диагональными перекладинами.
В том случае, если транспортировку будет осуществлять один человек, пострадавшего необходимо разместить ногами по ходу движения. В этом случае к волокуше можно также прикрепить амортизаторы из длинных веток. Если в перемещении будут принимать участие двое, то человека размещают головой по ходу движения.
Волокуши можно изготовить также из веток. Оптимальным вариантом будут крупные еловые лапы. Комлевые части веток будут в этом случае тягами, а пострадавшего укладывают на «веер» волокуши, предварительно проложив его либо теплыми вещами или одеялами, либо дополнительным слоем веток.
В том случае, если даже простейшие носилки изготовить невозможно, пострадавшего можно транспортировать на волокушах из куска брезента или полиэтилена. Такой способ будет «работать» на снегу, траве или песке.
По углам к брезенту или сложенному в несколько раз полиэтилену привязываются веревочные петли. На полотнище укладывают теплые или мягкие вещи, пострадавшего, завернутого в одеяла, помещают на полотнище, подкладывают под голову валик и плотно заворачивают, создавая своеобразный кокон. При этом важно, чтобы петли не стягивали пострадавшего.
Тащить такой кокон могут два и более человека, еще один должен подстраховывать.
Для того, чтобы переместить пострадавшего на не слишком значительное расстояние, подойдут носилки, сделанные из штормовок. В рукава двух курток просовывают любые длинные шесты, также шесты привязывают в изголовье и в ногах, чтобы конструкция получилась более жесткой.
В том случае, если под рукой имеется веревка, ее можно использовать для того, чтобы изготовить надежные и относительно комфортные носилки. Примите во внимание, что веревочными носилками нельзя пользоваться при подозрении на перелом позвоночника или основания черепа!
Также учитывайте, что для того, чтобы изготовить простейшие веревочные носилки, вам понадобится ровная площадка. Оптимальным вариантом для изготовления носилок будет веревка длиной пятьдесят метров. Начиная с ее середины, следует выложить на земле от шести до десяти петель по обе стороны. Эти петли должны быть расположены достаточно близко друг от друга, а их ширина должна быть около шестидесяти сантиметров. Крайне важно, чтобы конфигурация и размер всех петель были одинаковыми.
После того, как петли выложены, каждым концом веревки следует обвести дугу для ручки и расположить концы вдоль противоположной стороны. На свободном конце веревки делается так называемый выбленочный узел, в который продевается кончик петли. Этот процесс повторяется для каждой петли по обе стороны будущих носилок.
Свободные концы веревки обводят вокруг торцов будущих носилок и продевают в петли узлов. Продолжать процесс необходимо, пока не будет использована большая часть веревки. После этого концы связывают, петли в узлах подтягивают, а сами узлы затягивают. В итоге получается основа носилок. На нее укладывают одежду, чтобы пострадавшему было комфортнее и он не проваливался в ячейки.
Еще один способ плетения носилок можно использовать, если кроме веревки есть еще и шесты. Длина каждого из них должна составлять около трех метров, а диаметр по пять-шесть сантиметров. Кроме того, в этом случае понадобятся еще три перекладины по 60 сантиметров длиной и по три сантиметра диаметром.
Перекладины с шестами связывают между собой, причем, в местах присоединения перекладин на шестах следует сделать небольшие канавки. В изголовье к шестам привязывают две параллельных перекладины, а в районе ног - одну.
Для оплетки понадобится как минимум двадцать метров веревки.
В том случае, если пострадавший находится в состоянии, при котором возможна транспортировка в сидячем положении, можно изготовить из веревки седло, с помощью которого переносить человека может как один носильщик, так и двое. В зависимости от того, сколько человек будет принимать участие в транспортировке, веревку сматывают в кольца длиной либо от сорока до шестидесяти, либо до 90 до 110 сантиметров. Пострадавшему надевают кольца на бедра, а тому, кто его будет нести - на плечи. Чтобы пострадавший не выпал, его подстраховывают специальной петлей. В том случае, если носильщиков будет двое, петли перекрещивают «восьмеркой», после чего носильщики надевают их на плечо, а пострадавшего размещают на перекрестье.
При незначительных травмах нижних конечностей для транспортировки находящегося в сознании пострадавшего можно использовать рюкзак с палкой. Для этого из рюкзака вынимают все вещи, а в его лямки продевают палку длиной около метра. Рюкзак надевают на спину. Пострадавшего размещают на палке в сидячем положении, а за плечи он обнимает носильщика. Чтобы палка не давила на бедра и спину несущего, ее предварительно оборачивают мягкой одеждой.
Если под рукой есть два рюкзака и двое людей, готовых помочь в эвакуации пострадавшего, можно использовать еще один метод. Крепкую палку длиной от 120 до 140 сантиметров продевают через лямки надетых на плечи носильщиков рюкзаков. Предварительно ее оборачивают чем-то мягким. Пострадавшего размещают на палке, а для того, чтобы удерживать равновесие, он придерживается за плечи тех, кто его несет.
Для транспортировки пострадавших маленького роста можно использовать сам рюкзак. Для этого его боковые швы распарываются на расстоянии приблизительно в тридцать сантиметров от дна. Ноги пострадавшего продевают в отверстия, чтобы рюкзак оказался «надет» на него, словно брюки. На уровне груди рюкзак фиксируют. Достоинство такого способа транспортировки в том, что осуществить его может один человек.
При наличии веревки ее можно маркировать в бухту, длина которой должна быть чуть больше метра. Бухту разворачивают и подводят ее под бедра пострадавшего. Тот, кто будет его нести, продевает руки в верхнюю раздвоенную часть и надевает ее на плечи, как лямки рюкзака.
В том случае, если в транспортировке примут участие двое, веревку маркируют в бухту диаметром около полутора метров. Раздвоенную бухту носильщики надевают на плечи, а в переплетении размещают пострадавшего. Чтобы не выпасть, он должен придерживаться за плечи носильщиков.
Пациент без сознания – своего рода существенная проблема для персонала скорой помощи, поэтому медработникам необходимо как можно быстрее оценить состояние больного, чтобы привести его в норму. И неважно, чем была вызвана потеря сознания – болезнью, травмой или передозировкой наркотиками – если пациенту несвоевременно или некорректно оказана первая медицинская помощь, ему грозят спазмы дыхательных путей, из-за чего кислород перестанет поступать в мозг, что поставит под угрозу жизнь больного.
Согласно законодательству, перевозка больного без сознания осуществляется только в то медицинское учреждение, которое указано врачом команды скорой помощи. Ни один человек, будь то опекун, или родственник пациента не может самостоятельно выбирать больницу (госпиталь).
Перевозка больного без сознания, как правило, осуществляется двумя способами (для транспортировки понадобятся носилки с ремнями и, как минимум, четыре медработника):
1) как правило, больных перевозят на животе, либо на боку (при травмах живота), так как в положении на спине язык пациента западает, что может привести к удушью. Любые возможные движения такого пациента должны быть ограничены.
2) на спине. В подобных случаях медики фиксируют язык пациента безопасной булавкой, проколов его при этом на расстоянии 2 см от кончика, и прикрепив к бинту, либо тесьме, завязанной на шее. Если больной находится в этом положении, необходимо тщательно мониторить его состояние и при первых же рвотных позывах повернуть голову набок, во избежание попадания в дыхательные пути рвотных масс.
В процессе транспортировки врачи медицинской компании «ДнепрМедикалТранспортАссистанс» делают все возможное, что бы привести больного в сознание. Самый распространенный метод – поднести к носу пациента нашатырный спирт. Если результат отрицательный, пациенту вводят раствор глюкозы, что тоже бывает неэффективным в различных ситуациях. Дальнейшие действия предпринимаются непосредственно в медицинском учреждении, после точнейшей диагностики состояния больного.
В случае оказания первой помощи при ДТП не профессионалами транспортировка пострадавших крайне опасна и нежелательна. Однако иногда бывают случаи крайней необходимости, и важно знать о правилах и способах транспортировки пострадавших, чтобы не нанести им дополнительный вред и не усугубить ситуацию. Именно об этом и пойдет речь в данной статье. И так…
Способ транспортировки пострадавшего зависит характера полученных им травм, его состояния, количества лиц, оказывающих помощь и их физических данных, а также наличия подручных средств.
Если у пострадавшего отсутствуют противопоказания и тяжелые травмы, и он в состоянии передвигаться самостоятельно, то предложите ему опереться на вашу руку.
Если случай более тяжелый, то перекиньте руку пострадавшего себе через плечи и возьмите его за кисть, второй рукой обхватив его талию. Если пострадавший не в состоянии идти сам, то перенесите его на руках или при помощи подручных средств.
Если вы в одиночку транспортируете пострадавшего, то выполняйте это на руках, спине или плече. Чтобы перенести человека на небольшое расстояние на руках, следует смастерить для него тканевое мягкое импровизированное сидение, которое перенесет часть нагрузки с ваших рук на туловище. Транспортировка пострадавшего на плече осуществляется при отсутствии противопоказаний и если человек без сознания. Чтобы перенести пострадавшего на спине придерживайте его за бедра, а сам он пусть держится за вашу шею. При переноске на спине можете воспользоваться лямкой или парой поясных ремней, что сделает транспортировку более удобной.
Если пострадавшего переносят два спасателя, то им необходимо из рук сделать так называемый замок. Также можно сделать сиденье, взяв полотенце, ткань, веревку и соорудив кольцо, за которое будут держаться спасатели. Двигаться нужно прямо, поддерживая пострадавшего свободными руками.
Чтобы сделать замок из трех рук, одному спасателю нужно обхватить правой рукой свое левое предплечье, а левой - правое предплечье второго спасателя. Второму спасателю нужно взяться правой рукой за левое предплечье первого спасателя, а левой рукой поддерживать пострадавшего.
Для создания замка из четырех рук, каждый из спасателей должен держаться правой рукой за свое левое предплечье, а левой рукой за правое предплечье своего партнера. Этот способ транспортировки подходит в случаях, когда пострадавший в сознании и в состоянии держаться за шеи спасающих.
Подручными средствами при транспортировке могут служить ремни, стулья, лямки, пара шестов, простыня, жердь.
Носилки - самый безопасный и удобный способ транспортировки, и если отсутствуют стандартные носилки, то можно их соорудить из подручных средств.
Укладывайте пострадавшего на носилки правильно, чтобы не нанести дополнительные травмы и не причинить боль. Лучше, если это будут делать два и более спасателей, которым нужно опуститься на колени и осторожно уложить пострадавшего.
Если имеется травма ног пострадавшего, то проведите иммобилизацию конечностей.
Для укладки на носилки, спасающие должны встать над пострадавшим и поднять его между своих ног. Нести носилки нужно короткими шагами, не в ногу, чтобы не трясти пострадавшего.
Пострадавший должен транспортироваться вперед ногами, а спасающий у изголовья должен контролировать его состояние.
Если вы движетесь на подъем, к примеру, по лестнице, то пострадавший должен лежать головою вперед, а если по спуску - ногами вперед. Но если имеются серьезные повреждения нижних конечностей, то все делается наоборот: при подъеме - транспортировка вперед ногами, при спуске - вперед головой, чтобы обеспечить комфорт травмированным ногам.
Пострадавшие в основном транспортируются после ДТП автомобилями служб спасения, скорой помощью, а иногда и на медицинских вертолетах. Но есть ситуации, когда транспортировка производится на попутном транспорте силами свидетелей аварии.
Если у пострадавшего травмирована голова, то перед транспортировкой уложите его на спину, а голову поверните на не поврежденную сторону. В случае отсутствия сознания у пострадавшего транспортировка производится на боку, поскольку в случае рвоты может произойти блокировка дыхательных путей рвотными массами.
Если травмирована грудь пострадавшего, то транспортируйте его полусидя, согнув ноги в коленях. Если ранение проникающее, то окажите раненому нужную первую помощь и транспортируйте его на раненом боку.
Если у пострадавшего закрытая или открытая травма брюшной полости, то транспортируйте его либо лежа на спине, согнув ноги в коленях и подложив под них валик, а голову повернув на бок, либо же на здоровом боку, согнув ноги в коленях (если он без сознания).
Если повреждены кости таза, то пострадавший укладывается на спину, на ровную твердую поверхность. Ноги нужно согнуть в коленях и раздвинуть, положить валик под них или поставить упор у стоп. Так вы расслабите мышцы, уменьшите боль.
Если поврежден позвоночник, то необходимо обеспечить неподвижность туловища в том положении, в котором оно находится. Нельзя переворачивать пострадавшего! Транспортировка производится на твердом и ровном щите, при предварительно зафиксированном туловище.
Если у пострадавшего травма нижних конечностей, то важно обеспечить неподвижность сломанной кости при помощи шин.
Если сломана голень, то накладываются две шины от конца стопы и до средины бедра, а стопу фиксируют под углом 90? к голени.
Если сломана бедренная кость, то накладывают две шины, на внутреннюю и наружную стороны, и только потом пострадавший транспортируется лежа на спине, с зафиксированным туловищем.
При травме верхних конечностей пострадавший транспортируется сидя.
В числе ключевых задач по оказанию первой помощи важно обеспечить безотлагательные и правильные способы транспортировки пострадавшего в больницу. Следует понимать, что неправильно выполненное перемещение способно стать причиной ухудшения физического состояния травмированного, отрицательно сказаться на работе сердечной системы и вызвать болевой шок.
Какие существуют способы транспортировки пострадавшего? Самым правильным является так называемый длительный метод, когда перевозкой занимаются специалисты неотложной медицинской бригады.
Именно профессионалы способны квалифицированно обеспечить безопасность и максимальное удобство при транспортировке пострадавшему человеку после оказания ему неотложной помощи на месте происшествия. Для этого специальные санитарные автомобили оборудованы легко выдвигающимися носилками, которые обеспечивают травмированному человеку максимальный покой в процессе перемещения.
Носилки устанавливаются с травмированной стороны (при повреждении позвоночника - в удобном месте). 2-3 человека опускаются на колено возле здоровой стороны тела, аккуратно подводят руки под травмированного и синхронно его приподнимают. Тут же свободный человек подвигает под пострадавшую особу носилки, на которые его аккуратно укладывают остальные спасатели.
Носильщики (3-4 человека) должны передвигаться неторопливо, обязательно не в ногу, стараясь обходить неровные поверхности. При подъеме вверх, по ступеням травмированного требуется нести вперед головой, в процессе спуска - вперед ногами, при этом носилки всегда должны находиться строго в горизонтальном положении.
Иногда бывают ситуации, когда транспортировку человека, получившего повреждения, приходится возлагать на свои плечи людям, ставшим свидетелями критической ситуации либо оказавшимся в опасный момент поблизости. Перевозка травмированного человека выполняется своими силами при:
В данном случае приходится применять такие способы транспортировки пострадавшего, как экстренный и краткосрочный.
Экстренный применяется в случае присутствия прямой угрозы для жизни, по времени занимает 5-30 секунд. Для удаления из зоны риска используются любые приемлемые способы транспортировки пострадавшего. В процессе переноски (перевозки) имеется высокая вероятность неосторожного причинения ущерба здоровью человека, но в борьбе за его жизнь приходится пренебрегать правилами транспортировки.
Краткосрочное перемещение осуществляется силами находящихся поблизости людей на небольшое расстояние до ближайшего безопасного места (в радиусе 50-300 метров), где будет оказана необходимая помощь. Пострадавшего следует переносить максимально осторожно, стараясь уберечь от болевых ощущений.
Так как в условиях современной жизни неспециалистами чаще всего применяется именно краткосрочный метод, следует знать несколько важных правил его исполнения. Готовясь к транспортировке нуждающегося в помощи человека, необходимо предварительно оценить природу и характер полученных травм, особенно если это касается шеи и позвоночника. Также нужно осмотреть голову, грудную клетку, живот, тазовую область, конечности, которые в случае повреждения при переноске необходимо поддерживать. Следует удостовериться, что человек находится в сознании; при бессознательном состоянии проверить дыхание и пульс.
Какие существуют способы транспортировки пострадавшего при повреждениях разного характера? Потерпевшего с серьезными травмами необходимо перемещать без изменения позы тела. Если задет шейный отдел позвоночника, нужно зафиксировать голову и шейную зону.
В относительно опасных случаях с целью недопущения асфиксии (по причине западания языка) и попадания в дыхательные органы рвотных масс пострадавшего переносят с головой, повернутой в сторону.
Перемещение в положении «на боку» производится при:
В положении «сидя» больного следует транспортировать при:
Положение «лежа на спине» с чуть приподнятыми ногами при:
Перемещение «лежа на спине» с чуть разведенными ногами и подколенным валиком при предположении:
Применяя различные способы транспортировки пострадавшего, важно контролировать состояние больного. При ухудшении самочувствия следует остановиться и приступить к мероприятиям по спасению человека. Реанимацию следует проводить, пока не восстановится дыхательная деятельность либо не приедут медицинские специалисты.
При неимении специальных носилок последние можно соорудить из подручных средств (досок, жердей, одеяла, мешков, пальто). Главное, чтобы переносное средство было прочным и могло выдержать тяжесть человеческого тела. При жесткости самодельных носилок под больного следует подложить любой мягкий материал (одежду, сено). В качестве носилочной лямки можно применить 2-3 ремня, толстую веревку, лоскуты брезента, полотенца, простыни.
Иногда оказание первой помощи производится в условиях, когда нет каких-либо подручных средств либо времени на их изготовление. В таком случае переноска травмированного производится на руках. Основные способы транспортировки пострадавших одним человеком:
Двое спасателей могут переносить травмированного на «замке» из соединенных 3 либо 4 рук при условии, что последний в сознании и может самостоятельно держаться.
Транспортировка пострадавшего различными способами, осуществляемая одним либо двумя людьми, выполняется на небольшие расстояния и требует применения большой физической силы.
Перемещение пострадавшего значительно облегчается при помощи носилочной лямки - толстого брезентового ремня с металлической пряжкой для скрепления обоих концов. Чтобы облегчить перенос носилок, из лямки следует скрутить «восьмеркой» петлю, подогнав ее под рост несущего. Петля, длина которой должна соответствовать размаху разведенных в ширину рук, набрасывается на плечи таким образом, чтобы ее перекрест располагался на спине. В свешивающиеся по бокам петли, которые должны находиться на уровне кистей рук, продеваются ручки носилок. Данный способ переноски пострадавшего значительно облегчает нагрузку на руки.
Важно, чтобы в процессе транспортировки спасатель своим поведением, разговорами, действиями максимально щадил психику травмированного и усиливал в нем уверенность в благоприятном исходе мероприятия.
Несчастные случаи на воде могут быть спровоцированы различными обстоятельствами: неумение плавать, купание в состоянии алкогольного опьянения, нарушение испуг, страх и прочее. Человек, охваченный паникой и страхом, не в состоянии расценивать обстановку трезво: делает бессмысленные хаотичные движения, быстро слабеет и теряет силы.
Какие существуют способы транспортировки пострадавшего на воде? Для спасения тонущего человека необходимо предпринять ряд следующих действий:
В процессе спасения следует понимать, что тонущий человек несет опасность своему спасателю, так как судорожно цепляется за все, до чего можно дотянуться. Поэтому спасающему важно освобождаться от захватов тонущего как можно быстрее, стараясь при этом действовать хладнокровно и спокойно.
Способы транспортировки пострадавшего на воде:
После доставки тонущего на берег (способы транспортировки пострадавшего на воде перечислены выше) следует оказать ему неотложную помощь:
Удобнее всего приводить в чувство пострадавшего вдвоем: один человек занимается массажем, а второй делает искусственное дыхание.
ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШИХ.
Важнейшей задачей первой помощи является организация скорейшей и правильной транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение. Транспортировка должна быть быстрой, безопасной, щадящей. Необходимо помнить, что причинение боли во время транспортировки способствует развитию осложнений: нарушению деятельности сердца, легких, шока.
Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.
В городах и крупных населенных пунктах транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение удобнее всего осуществлять через станцию скорой помощи, которая по первому сигналу (вызов по телефону, через посыльного, милицейский пост и т. д.) высылает на место происшествия специально оборудованную санитарную машину. Это, как правило, легковой автомобиль или микроавтобус, в котором имеются места для сидения и место для носилок. Носилки легко выдвигаются через люк в задней части кузова. Их устанавливают на выдвигающуюся каретку, которая снабжена роликами, обеспечивающими легкое скольжение ее по направляющим рельсам, и специальными рессорами для уменьшения тряски.
На станциях скорой помощи имеются и другие санитарные машины - специально оборудованные автобусы. Транспортировка может осуществляться на самолетах и вертолетах. В тех случаях, когда невозможно вызвать машину скорой помощи или таковой нет, транспортировку осуществляют при помощи любых транспортных средств (грузовая машина, конная повозка, волокуша, вьючные конные носилки, нарты, водный транспорт и т. д.).
При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение наносилках, импровизированных носилках, при помощи лямки или на руках .
Медицинские носилки обеспечивают наиболее спокойное положение пострадавшему, облегчают погрузку в транспорт, выгрузку и перекладывание на кровать, тележку-каталку или операционный стол. Переноску на носилках могут осуществить 2-4 человека.
Положение больного на носилках определяется характером повреждения или заболевания. Прежде чем уложить больного, следует при помощи подушки, одеяла, одежды и т. п. придать поверхности носилок форму, необходимую для создания больному удобного для транспортировки положения. Укладывание на носилки осуществляют следующим образом. Носилки устанавливают рядом с пострадавшим со стороны повреждения (при травме позвоночника с любой удобной стороны). Два - три человека со здоровой стороны опускаются на колено, осторожно подводят руки под пострадавшего и одновременно приподнимают его. В этот момент третий или четвертый человек продвигает подготовленные носилки под пострадавшего, а поднимающие осторожно укладывают его на носилки, особенно щадя поврежденную часть тела. В траншее, узком проходе носилки под пострадавшего можно подвести со стороны головы или ног. При транспортировке в холодное время года больного необходимо тепло укрыть.
Переноска на носилках должна осуществляться с выполнением ряда правил. При передвижении по ровной поверхности больных следует нести ногами вперед. Если больной находится в очень тяжелом состоянии (бессознательное состояние, большая кровопотеря и т. д.), то его надо нести вперед головой. Это необходимо для того, чтобы носильщик, идущий сзади, мог видеть лицо пострадавшего, заметить ухудшение состояния и, прекратив транспортировку, оказать помощь. Носильщики не должны идти в ногу; передвигаться следует неторопливо, короткими шагами, по возможности избегая неровных поверхностей. Более высокий носильщик должен нести ножной конец носилок.
При подъеме в гору, по лестнице больного надо нести головой вперед, а при спуске - головой назад. Больных с переломами костей нижних конечностей при подъеме лучше нести вперед ногами, а при спуске - ногами назад. Как во время спуска, так и во время подъема носилки должны все время быть в горизонтальном положении. Это легко достигается следующими простыми приемами. При подъеме идущий сзади поднимает носилки до уровня своих плеч, а при спуске этот прием должен проделать идущий впереди.
Переноска больных на большие расстояния значительно облегчается применением лямок, которые уменьшают нагрузку на кисти рук.
Носилочная лямка
- это брезентовый ремень длиной 3,5 м, шириной 6,5 см, имеющий на одном конце прочную металлическую пряжку для соединения с другим концом. Для переноса носилок из лямки делают петлю в виде восьмерки и подгоняют ее под рост носильщика. Длина петли должна быть равна размаху вытянутых в стороны рук.
Петлю надевают на плечи так, чтобы перекрест ее был на спине, а петли, свисающие по бокам, - на уровне кистей опущенных рук. В эти петли продевают ручки носилок. Носильщик, идущий впереди, захватывает ручки носилок впереди лямки, идущий сзади - сзади лямок.
При отсутствии специальных носилок их можно изготовить из подручных средств (шест, жердь, доска, пальто, одеяло, мешок и др.). Такие импровизированные носилки обязательно должны быть прочными, способными выдержать тяжесть тела.
При переноске на жестких импровизированных носилках под больного необходимо подложить что-либо мягкое (сено, одежда, трава и т. д.). Носилочную лямку можно сделать из 2-3 ремней, куска брезента, простыни, полотенец, толстой веревки и др.
Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках.
Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече. Переноску способом «на руках впереди» и «на плече» применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом «на спине». Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить двум носильщикам. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом «друг за другом». Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на «замке» из 3 или 4 рук. Значительно облегчает переноску на руках носилочная лямка.
В ряде случаев больной может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего. Помогающий закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает его одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь. При передвижении пострадавший свободной рукой может опираться на палку.
При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна транспортировка волоком на импровизированной лодочке-волокуше - на брезенте и плащ-палатке.
Таким образом, в самых разнообразных условиях оказывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания.
Положение пострадавшего (заболевшего) при транспортировке.
Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы. Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейшему выздоровлению.
Следовательно, правильная укладка пострадавшего на время транспортировки - наиболее важный момент первой помощи.
Чаще пострадавших транспортируют в положении лежа с некоторыми вариантами, что зависит от характера травмы или заболевания. Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку в фиксированно-стабилизированном положении. В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургическими заболеваниями и повреждениями органов брюшной полости (аппендицит, ущемление грыжи, прободная язва и т. д.
Пострадавших и больных, находящихся в бессознательном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя, а некоторых только в сидячее или полусидячем положении.
При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, так как охлаждение почти при всех видах травмы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений.
Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными артериальными жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями.
В период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути.
Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами максимально щадил психику больного, укреплял в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.
Принципы очередности транспортировки при массовых травмах.
Массовые травмы возникают при землетрясениях, автокатастрофах, железнодорожных авариях, пожарах, взрывах. Успешное оказание первой медицинской помощи в этих случаях зависит от организованности и порядка. Прежде всего необходимо определить, кому в первую очередь нужна медицинская помощь.
Порядок оказания ее должен быть следующим: вначале помощь оказывают задыхающимся, затем раненым с проникающими ранениями грудной и брюшной полостей, далее - раненым со значительным кровотечением из ран, потом пострадавшим, находящимся в бессознательном или шоковом состоянии, затем пострадавшим со значительными переломами и в последнюю очередь - лицам с мелкими ранениями и переломами.
Пострадавших распределяют на группы по последовательности транспортировки в зависимости от тяжести повреждения.