Дорогие мои коллеги, сегодня моя статья о здоровье наших детей и о допуске их к занятиям физической культурой.
Сейчас я понимаю, что гораздо важнее вопрос допуска учащихся к занятиям физической культурой . За прошлый учебный год на уроках физической культуры погибли 211 российских школьников (эту статистику привела на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре глава Министерства образования и науки РФ Васильева Ольга Юрьевна). Среди погибших не мало детей, страдавших сердечно-сосудистыми заболеваниями (так говорится в публикациях СМИ).
А сколько детей попадают в тяжелые ситуации из-за психических расстройств? Немалая доля несчастных случаев приходится на тяжелые хронические заболевания. Если бы администрация школы, учителя физической культуры владели бы полной информацией об отклонениях в здоровье каждого ребёнка, то процент несчастных случаев значительно уменьшился.
Урок физической культуры самый травмоопасный из всех предметов в образовательном учреждении. Неожиданные всплески агрессии, отрицательных эмоций отдельных учащихся становятся не редки (я уверен, что Вы согласитесь со мной). И они совершенно не связаны с учителем. К чему они могут привести? К трагедии!
Учителя физической культуры совершенно не владеют информацией о том, какую нагрузку давать каждому ученику школы. По закону о медицинском обслуживании, сведения о состоянии здоровья детей для учителей физкультуры сейчас закрыты. Узнать о диагнозе или физических особенностях школьника учителя физкультуры могут только от родителей, если те сочтут нужным это сообщить. В школе отсутствует медсестра. Что делать учителю, если ребёнок говорит перед началом урока, что плохо себя чувствует? Дети могут говорить правду, а могут и обманывать.
Вот последний пример: урок лыжной подготовки в 5-ом классе. Дети передвигаются на лыжах по стадиону, оттачивают технику лыжных ходов. Через 15 минут от начала занятий я заметил у одного из учеников кровь на лице. Останавливаю и вижу, что кровь течёт из носа. Принимаю меры и одновременно беседую с ребёнком. Что произошло с ним, так до конца и не понял: может быть резко повысилось давление из-за переживаний (стресс) по поводу контрольной, которую они писали несколькими минутами ранее по русскому языку? А может быть у него есть отклонения в здоровье, о которых умалчивают родители?
Совет учителям физической культуры: освобождайте от занятий, если ребёнок пожаловался на плохое самочувствие! Лучше поверьте ему, чем себе! Здоровье ребёнка важнее, чем свои амбиции!
Почему я так говорю? Всё очень просто. Ответьте на вопрос: когда в последний раз учащиеся проходили полное (я подчёркиваю ПОЛНОЕ) медицинское обследование и делали ЭКГ (электрокардиограмму)? Можно ответить, что раз в году. Но это не так. А чему сводится это обследование? Ухо, горло, нос, окулист и ещё пару врачей. Я считаю, что это не полное обследование.
Чтобы педиатр подписал заявку на участие в соревнованиях, ребёнку в обязательном порядке нужно сделать ЭКГ с расшифровкой, а чтобы допустить того же ребёнка к занятиям физической культурой, ЭКГ не требуется. Просто фантастика, нонсенс! На уроках дети часто получают значительные, высокие нагрузки и совершенно не связанные с выполнением контрольных нормативов. В любой спортивной или подвижной играх дети, в порыве азарта и стремления победить, получают значительные нагрузки. Может что-то произойти со здоровьем в эти минуты? Конечно, может! Исходя из написанного ранее, я лично считаю, что у детей сейчас нет допуска к занятиям физической культурой (нет ЭКГ, нет регулярных медицинских обследований и нет рекомендаций отдельным ученикам).
Ещё один пример, который сейчас меня поставил в тупик: ученик 10 класса нашей школы, по заключению врачей из клиники имени А.Н.Бакулева, является на данный момент совершенно здоровым парнем, противопоказаний к занятиям физкультурой и спортом нет (хоть в космос лети). Однако лечащий врач, который наблюдает этого ученика с раннего возраста (была операция на сердце), до сих пор пишет категорический запрет на занятия не только спортом, но и физкультурой. Отсюда и педиатр не дает разрешение на занятия спортом (её дословные слова: «ни за что не подпишу разрешение»). В справке об освобождении написано: освобождён от соревнований, сдачи зачётов, бега, прыжков и физических нагрузок. Коллеги, я уверен, Вам знакомы такие справки от детского врача: освобождён от всего. Хочется спросить: а в школу можно ходить таким освобождённым детям, ведь часто приходится идти от дома до школы, подниматься с первого на третий этаж?
Итоговые и текущие отметки мы должны ставить, а рекомендаций для временно освобождённых детей совершенно нет! Хочется знать: что же все-таки можно выполнять таким детям на уроках? Заниматься только теоретической подготовкой — это не выход из положения! Я всегда говорю: физкультура лечит!
В статье я предложил хорошую мысль: «Нельзя допускать до уроков физической культуры УЧАЩИХСЯ до тех пор, пока они не получать разрешение у ВРАЧА по СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ!!! И учащиеся при этом должны один раз в квартал проходить осмотр у этого врача». Эту мысль недавно озвучил Сергей Фургал, первый заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы: «Сегодня школьник приходит к врачу и просит освобождение от физкультуры. Нужно сделать наоборот: чтобы врачи выдавали разрешение на посещение уроков физкультуры. Раз дети не справляются с такими нормативами и нагрузками» .
Каждому человеку, а тем более ребёнку, свойственно расти, развиваться, показывать свои достижения, проявлять желания быть лучшим или на высоте! А это значит, нужно искать пути, способы, чтобы каждый ребёнок мог выполнять школьную программу! Каждый ученик хочет быть физически крепким и здоровым, а это значит нужно создавать дополнительные нормативные требования к урокам физической культуры для детей с временными отклонениями в здоровье и в физическом развитии. Я уверен, что нельзя отменять нормативы, их нужно расширять и совершенствовать. Маленькая победа над собой, маленькие изменения в лучшую сторону в физическом развитии, всколыхнут ребёнка, разбудят веру в себя и в свои силы. Положительный настрой, должен сочетаться с регулярными и посильными занятиями. Как ребёнок может понять, что он развивается физически? Только выполняя упражнения и зная при этом, что он выполняет на хорошую оценку! Без нормативов нельзя!
Иногда слышу от детей приблизительно такую фразу: «Мне мама сказала, чтобы я сегодня не занимался физкультурой, потому что я ушиб колено». Пройдёт несколько лет и такое систематическое отношение родителей к урокам физкультуры приведет к неутешительным результатам. Но есть и другие примеры, о которых стоит упомянуть.
Общаясь с родителями на одной волне (то есть, полное взаимопонимание), приходим, в конечном итоге, к прекрасным результатам в физическом развитии и здоровье их детей: до 5-го класса была была астма в тяжелой форме, в 11-ом практически забыта болезнь; к 9-ому классу ушло в прошлое искривление позвоночника (сколиоз, кифоз); к 9-ому классу ученик уже занимался в полную нагрузку, имея ВСД (вегето-сосудистую дистонию); к 10-ому классу куда-то исчезает избыточный вес, шумы в сердце и некоторые хронические заболевания. Причина положительных результатов – регулярные занятия физической культурой, в сочетании с взаимопониманием с детьми и их родителями, и взаимодействием с врачами.
Пока писал статью, узнал новость, что с 1 января 2018 года в силу вступил приказ Минздрава России «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» № 514н. Согласно этому приказу врач, ответственный за проведение профилактического осмотра ребенка, направляет информацию о результатах осмотра медицинским работникам образовательной организации, в которой обучается ребенок, с рекомендациями, насколько интенсивно этому ребенку можно заниматься физкультурой.
Хочется надеяться, что эти изменения на самом деле произойдут и мы, учителя, будем чётко знать какие нагрузки давать на занятиях нашим детям!
Важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний являются систематические занятия физическими упражнениями и закаливание организма. Физическое воспитание детей, осуществляемое на научной основе с раннего возраста, предопределяет правильное развитие школьника, подростка, обеспечивает высокую работоспособность взрослого человека, его трудовую и социально активность.
В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения - естественные и специально организованные. Объем их определяется биологическими особенностями организма. Естественную биологическую потребность ребенка в движении называют кинезофилией.
Суммарная двигательная активность за определенный промежуток времени (час, сутки, неделя и др.) оценивается по продолжительности двигательного компонента, количеству локомоций (шагов) и величине энергозатрат. Двигательная активность человека зависит от ряда биологических и социальных факторов, важнейшими из которых являются его возраст, пол, климатические условия, сезон года, состояние здоровья, образ жизни семьи, наличие благоприятных условий для занятий различными видами спорта и др. Дефицит движений вызывает в организме многообразные изменения от адаптивных до предпатологических и патологических и обозначается термином гипокинезия. Чрезмерная двигательная активность встречается у юных спортсменов при ранней спортивной специализации и форсированной спортивной подготовке, она связана с истощением симпато-адреналовой системы и называется гиперкинезией.
Физическое воспитание - это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных природных факторов с целью укрепления здоровья и подготовки к различным видам деятельности.
Правильно организованное физическое воспитание является фрагментом системы оздоровительных мероприятий, осуществляемых в образовательных учреждениях. Оно осуществляется на основе следующих принципов:
Соответствие средств и форм физического воспитания возрасту, полу, состоянию здоровья и физической подготовленности ребенка;
Систематичность, регулярность занятий;
Постепенное увеличение нагрузок;
Комплексность воздействия разнообразных средств и форм физического воспитания;
Учет индивидуальных особенностей и функциональных возможностей организма ребенка.
Основными средствами физического воспитания являются: физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные движения, личная гигиена.
Система физического воспитания включает в себя четыре вида обучения, которые в общеобразовательных учреждениях разного типа обеспечиваются конкретными организационными формами.
Основное обучение включает занятия и уроки физической культуры. Дополнительное обучение обеспечивается следующими видами: физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня, гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на переменах и прогулках, час здоровья в группах продленного дня. Факультативное обучение представлено внеклассными и внешкольными занятиями в спортивных кружках и секциях, в группах лечебной физкультуры, ежемесячными днями здоровья и спорта. Самостоятельное обучение включает подвижные игры, экскурсии, походы с родителями, занятия в группах (клубах) плавания, закаливания, бега, велоспорта, тренировки по индивидуальному плану.
Составной частью физического воспитания является закаливание, которое представляет собой комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды. Специфический эффект закаливания вызван направленным развитием и совершенствованием терморегуляторных механизмов ответа организма на воздействие метеорологических факторов, прежде всего на низкие температуры. Неспецифический эффект проявляется через повышение иммунологической сопротивляемости организма детей, что приводит к снижению заболеваемости.
Закаливающие мероприятия подразделяют на общие и специальные. Общие включают в себя элементы закаливания в повседневной жизни: ежедневные гигиенические водные процедуры, душ, купание, сон на свежем воздухе, рациональную одежду, регулярное проветривание помещений. К специальным закаливающим процедурам относят гимнастику, воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение. Возможности физического воспитания расширяются при наличии плавательного бассейна и сауны. Возрастные регламенты плавания, пребывания в сауне, температурный режим воды в бассейне и термокамере и прочие условия обоснованы и принципиально отличаются от таковых для взрослых.
Контроль за физическим воспитанием в образовательных учреждениях осуществляют медицинский персонал учреждения и врач по гигиене детей и подростков ЦГСЭН по следующим направлениям:
Контроль за состоянием здоровья детей - определение группы физического воспитания, индивидуальных назначений, допуск к урокам после перенесенных заболеваний, допуск к соревнованиям;
Контроль за условиями проведения занятий, правильным подбором одежды и обуви в соответствии с метеоусловиями;
Контроль за организацией и методикой проведения занятий и уроков (структура, плотность, набор упражнений, интенсивность и др.);
Оценка влияния физической нагрузки на организм ребенка с использованием пульсометрии и хронометража;
Профилактика травматизма;
Оценка эффективности физкультурных занятий в динамике года.
Примерные сроки возобновления занятий физкультурой учащимися основной медицинской группы после некоторых заболеваний и травм представлены в таблице.
МУ ГКБ № 10 ГО г. Уфа РБ
Врачебно-физкультурное отделение
Порядок допуска к занятиям физической культурой и спортом
УДК 61:796/
Порядок допуска к занятиям физической культурой и спортом в г. Уфе. Методические рекомендации для врачей. – Уфа, 2011. – 40 с.
– главный врач МУ ГКБ №10, заслуженный врач РФ и РБ, к. м.н.
– заведующий врачебно-физкультурным отделением МУ ГКБ №10, главный внештатный специалист по ЛФК и спортивной медицине Управления здравоохранения Администрации ГО г. Уфа РБ, к. м.н.
– инструктор-методист ЛФК, ответственный за организационно-методическую и санитарно-просветительную работу врачебно-физкультурного отделения МУ ГКБ №10.
Введение
Развитию физической культуры и спорта уделяется в нашей стране особое внимание. Чемпионат мира по футболу 2018 года пополнил список спортивных мероприятий высочайшего уровня, проводимых в Российской Федерации. И Универсиада 2013 г. в г. Казани, и Олимпийские игры 2014 г. указывают на то, как высоко поднята планка спортивного совершенствования в нашей стране. Республика Башкортостан , в том числе и г. Уфе, занимают передовые позиции в этом процессе.
Тренирующий и оздоравливающий эффект от занятий физической культурой подчеркивает особое значение массовых видов спорта в профилактике различных заболеваний в любом возрасте.
Вместе с этим, без должного развития медицинского обеспечения физкультуры и спорта (врачебно-физкультурной службы) невозможно рассчитывать на полноценную реализацию возможностей физкультурника и спортсмена, проводить эффективное предупреждение спортивного травматизма и нарушений здоровья во время тренировочного процесса. Это особенно актуально в детском возрасте.
Спортсмены обязаны:
Отделение функциональной и лабораторной диагностики
Кабинет профилактики
Кабинет телемедицины
Стационар дневного пребывания
Организационно-методический кабинет
Административно-хозяйственные подразделения.
(Структура может изменяться в зависимости от количества населения в данном субъекте РФ).
· регистратуру,
· кабинет антропометрии,
· кабинет спортивной медицины,
· кабинеты специалистов (терапевт, педиатр , хирург , травматолог-ортопед , невролог, психиатр , ЛОР, офтальмолог , стоматолог),
· кабинет лечебной физкультуры,
· смотровой кабинет,
· кабинет функциональной диагностики,
· кабинеты врачей лечебно-реабилитационного направления (рефлексотерапия, физиотерапия, мануальная терапия),
· залы ЛФК,
· кабинеты массажа,
· методический кабинет,
· кабинет статистики.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ медицинского КОНТРОЛЯ
ЗА лицами, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Медицинское обеспечение спортсменов и физкультурников строится из следующих видов обследований :
· первичного;
· ежегодных углубленных;
· дополнительных;
· этапного, текущего и срочного контроля, включая врачебно-педагогические наблюдения (таблица 3).
Цели различных видов медицинского обследования физкультурников и спортсменов
Вид обследования |
Периодичность |
Цель |
первичное |
оценка состояния здоровья при допуске к занятиям спортом, уровня физического развития (в том числе степени полового созревания, когда речь идет о детях и подростках), функциональных возможностей ведущих систем организма и общей физической работоспособности, выбор вида спорта |
|
ежегодные углубленные (предварительные и периодические) |
2 раза в год |
оценка состояния здоровья спортсменов, уровня физического развития (в том числе степени полового созревания, когда речь идет о юных атлетах) и функционального состояния ведущих систем организма |
дополнительные |
после перенесенных заболеваний и травм, длительных перерывов в тренировках, по просьбе тренера или спортсмена | |
1-е обследование - по окончании втягивающего этапа подготовительного периода; 2-е и 3-е обследования - в середине и конце подготовительного периода; 4-е обследование - в конце предсоревновательного периода. |
определение кумулятивных изменений, возникающих в организме спортсменов в процессе тренировочных занятий |
|
варианты: · ежедневно утром (натощак, до завтрака; · при наличии двух тренировок - утром и перед второй тренировкой); · три раза в неделю (1 - на следующий день после дня отдыха, 2 - на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 - на следующий день после умеренной тренировки); один раз в неделю - после дня отдыха. |
определение степени выраженности отставленных постнагрузочных изменений в функциональном состоянии ведущих органов и систем организма спортсмена |
|
одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие - непосредственно в процессе тренировки. |
оценка срочных изменений, возникающих в организме спортсмена непосредственно в момент выполнения тренировочных нагрузок и ближайшем периоде восстановления (до 2 часов после окончания занятия) |
|
врачебно-педагогическое наблюдение |
произвольно |
совместно с тренером оценить состояние спортсмена и реакцию на выбранный тренировочный режим |
Рассмотрим Программы углубленного медицинского обследования различных групп.
Программа углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва
1. Врачебный осмотр:
1.2 Врачей специалистов: терапевта, хирурга - травматолога, невропатолога, стоматолога, отоларинголога, окулиста, гинеколога , эндокринолога , психоневролога, уролога ;
1.3.При наличии показаний проводятся дополнительные консультации специалистов;
2. Лабораторные исследования:
2.1. Клинический анализ крови;
2.2. Клинический анализ мочи;
Исследование поля зрения для спортсменов игровых видов спорта;
Исследование глазного дна и измерение внутриглазного давления для боксеров, тяжелоатлетов и спортсменов больших весовых категорий.
7. По результатам углубленных медицинских обследований осуществляется подготовка унифицированного заключения, включающего в себя:
а) Оценку состояния здоровья каждого спортсмена с указанием группы здоровья;
б) Оценку физического развития в соответствии со стандартами, включающую в себя процент жироотложения и мышечной массы, ростовое и соматическое развитие, паспортный и биологический возраст;
в) Оценку адаптационных возможностей систем обеспечения работоспособности, включающих величину функционального резерва сердца, тип вегетативного обеспечения, ортостатическую устойчивость, скорость сенсомоторной реакции;
г) Комплексную оценку уровня функционального состояния и общей работоспособности;
д) Скрининговые признаки нарушения состояния здоровья;
е) Слабые звенья адаптации;
ж) Длительность многофазного восстановления функций ведущих систем;
з) Допуск спортсмена к тренировочным занятиям и соревнованиям.
8. На основании заключения составляются индивидуальные рекомендации:
По коррекции тренировочного процесса;
По лечению и профилактическим мероприятиям;
По применению выборочных методов восстановления функций отдельных систем;
По коррекции плана медико - биологического обеспечения.
Программа углубленного медицинского обследования учащихся образовательных учреждений для занятий физическим воспитанием
1. Врачебный осмотр:
1.1. Врача - педиатра или терапевта;
1.2. Врачей - специалистов: окулиста, стоматолога, оториноларинголога , хирурга, гинеколога;
1.3. При наличии показаний проводятся консультации других специалистов;
2. Антропометрия;
6. Общий анализ крови;
7. Общий анализ мочи;
Оценку состояния здоровья;
Допуск к занятиям физическим воспитанием (отнесение к медицинской группе: основная, подготовительная, специальная);
Программа углубленного медицинского обследования спортсменов, входящих в состав сборных команд административных территорий, учащихся детско-юношеских спортивных школ и школ-интернатов спортивного профиля
1. Врачебный осмотр:
1.1. Врача по спортивной медицине;
1.2 Врачей - специалистов: терапевта, хирурга - травматолога, невропатолога, стоматолога, отоларинголога, окулиста, гинеколога;
2. Исследование физического развития;
3. Функциональные пробы и определение общей физической работоспособности;
4. Флюорография органов грудной клетки;
5. Электрокардиография, в том числе после физической нагрузки;
6. Клинический анализ крови;
7. Клинический анализ мочи;
8. Биохимический анализ крови;
9. При наличии медицинских показаний проводятся дополнительные функционально - диагностические и лабораторные исследования;
10. По результатам медицинских обследований в медицинскую документацию вносится и в копии выдается тренерам врачебное заключение, включающее в себя:
Оценку состояния здоровья;
Заключение о физическом развитии по существующим стандартам;
Допуск к занятиям спортом.
Программа углубленного медицинского обследования лиц среднего и пожилого возраста, занимающихся оздоровительными формами физической культуры
1. Врачебный осмотр:
1.1. Врача по спортивной медицине;
1.2. Врачей специалистов: терапевта, хирурга, невропатолога. окулиста, гинеколога, уролога;
1.3. При наличии показаний проводятся дополнительные консультации специалистов;
2. Функциональные пробы и определение общей физической работоспособности;
3. Флюорография органов грудной клетки;
4. Электрокардиография, в том числе после физической нагрузки;
5. Клинический анализ крови;
6. Клинический анализ мочи;
7. Биохимический анализ крови;
8. При наличии медицинских показаний проводятся дополнительные функционально - диагностические и лабораторные исследования;
9. По результатам медицинских обследований в медицинскую документацию вносится и в копии выдается на руки пациенту врачебное заключение, включающее в себя:
Оценку состояния здоровья;
Допуск к занятиям оздоровительными формами физической культуры и спорта (отнесение к группам здоровья);
Распределение обследованных физкультурников по результатам углубленного медицинского осмотра
Группы здоровья:
- здоров ;
- практически здоров
(с отклонениями в состоянии здоровья или заболеваниями, которые хорошо компенсированы, вне обострения и не ограничивают выполнения тренировочной работы в полном объеме);
- имеет заболевания, требующие лечения и ограничивающие тренировочный процесс
;
- имеет заболевания, требующие отстранения (кратковременного или длительного) от занятий спортом.
Функциональная группа:
1 группа - возможны занятия физической культурой без ограничений и участие в соревнованиях,
2 группа - возможны занятия физической культурой с незначительными ограничениями физических нагрузок без участия в соревнованиях,
Г.Д. Алексанянц, Доктор медицинских наук, профессор Г.А. Макарова Доктор педагогических наук, профессор В.А. Якобашвили Кубанская государственная академия физической культуры
В настоящее время стало совершенно очевидным, что система медицинского обеспечения спортивной деятельности, и в частности детского и юношеского спорта, нуждается в серьезном совершенствовании. При этом практически все специалисты сходятся на том, что кроме аспектов организационного плана в новых подходах и решениях нуждается широкий круг вопросов, касающихся как чисто клинических, так и врачебно-педагогических направлений.
Однако при этом, как правило, речь идет только о необходимости использования более совершенных методов диагностики. На наш же взгляд, первым шагом в этом направлении должно быть углубление методологической базы спортивной медицины. К сожалению, понятие «методология» нередко идентифицируется с совокупностью используемых методов, что не просто сужает, а существенно искажает его энциклопедическое толкование как учения о структуре, логической организации, принципах построения, формах и способах научного познания.
В связи с этим вместо обоснования сугубо профессиональных подходов к решению многочисленных специфических именно для спортивной медицины проблем (таких, как допуск к занятиям спортом, принципы дифференцированной интерпретации отдельных параметров функционального состояния организма, особенности течения различных заболеваний у спортсменов и т.п.) мы, как правило, ограничиваемся ссылкой на традиционные общеклинические положения. В первую очередь это касается принципов оценки состояния здоровья детей и подростков при их допуске к занятиям спортом. Анализу данной проблемы мы и сочли необходимым посвятить одну из серий настоящих исследований.
Как известно, в практической медицине применительно к детскому контингенту принято выделять пять групп здоровья. Приэтом, согласно С.М. Громбаху , показателями здоровья детей при коллективных осмотрах должны служить: 1) отсутствие заболеваний, 2) нормальное состояние основных функций, 3) своевременное и гармоническое развитие, 4) высокая реактивность организма.
Однако совершенно очевидно, что далеко не все дети и подростки, относимые к группе практически здоровых, в равной степени отвечают этим характеристикам. Существуют различные переходные состояния, когда речь идет только об определенной степени приближения к полному здоровью. Иными словами, подобный подход, приемлемый для одномоментной оценки состояния здоровья детей, вряд ли может быть использован в целях его мониторинга и прогнозирования, что особенно важно в практике спортивной медицины.
На сегодняшний день проблемы допуска к занятиям спортом решаются только с позиции ряда нормативных актов. Так, существуют различные перечни допусков к занятиям в ДЮСШ, высших физкультурных учебных заведениях и т.д. («Перечень заболеваний, препятствующих отбору для поступления в школы спортивного профиля и училища олимпийского резерва», 1988; «Перечень медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие учебные заведения», 1977; «Перечень медицинских противопоказаний к занятиям оздоровительной физической культурой», 1984).
При этом окончательное заключение формулируется в форме «допущен» или «не допущен», т.е. речь идет о констатации сиюминутного отсутствия заболеваний и патологических состояний, которые являются противопоказанием к занятиям избранным видом спорта. Совершенно очевидно, что данное заключение не несет в себе столь необходимой (учитывая избранную область деятельности) прогностической значимости и не дает оснований для организации индивидуальных профилактических мероприятий при повышенном риске возникновения определенных заболеваний.
На наш взгляд, при первичном медицинском обследовании с целью допуска к занятиям спортом необходимо иметь в виду как минимум следующие моменты:
А - общепринятые критерии допуска к занятиям избранным видом;
Б - степень вероятности скрытой патологии (в данном случае должны приниматься во внимание пре- и перинатальная патология, заболевания, перенесенные в раннем детстве, проводимое по поводу этих заболеваний лечение, конституциональные особенности организма) и
В - степень вероятности возникновения патологии в процессе мышечной деятельности, возрастающей по напряжению (здесь следует учитывать патологическую наследственность, все перечисленные факторы риска плюс профессиональные, связанные со спецификой избранного вида спорта).
Иначе говоря, отсутствие сиюминутных нарушений в состоянии здоровья (позиция А) не исключает выраженной тенденции к возникновению патологии по позициям Б и В. Исходя из этого, решение проблемы нормы и патологии при допуске к занятиям спортом должно осуществляться дифференцированно, по каждой из позиций. При этом кроме абсолютных противопоказаний к допуску в соответствии со степенью риска по позициям Б и В, вероятно, должны быть разработаны комплексы дополнительных обследований и четких, рассчитанных на тренеров рекомендаций по ограничению определенного вида нагрузок. Задача спортивного врача в данном случае заключается не только в том, чтобы сказать «да» или «нет», а в том, чтобы за видимой нормой разглядеть возможность патологии и предотвратить ее.
Для ее решения могут быть предложены два варианта. Первый - это повышение качества допуска к занятиям спортом путем «углубления» обследований всех юных спортсменов, что практически нереально прежде всего с экономической точки зрения, поскольку потребует не только внесения соответствующих коррективов в штатное расписание многих ВФД, но и коренного изменения их научно-технической оснащенности, повышения уровня профессиональной квалификации специалистов и т.п. Второй вариант - это использование специального анкетирования родителей, результаты которого позволят заподозрить «слабые звенья» в организме ребенка и на этом основании составить индивидуальную программу его дополнительного первичного обследования, а также разработать многолетний план индивидуальных углубленных медицинских обследований и систему профилактических мероприятий.
Следует отметить, что проведенные нами исследования, и в частности анкетирование родителей 102 юных спортсменов ДЮСШ Краснодара, Темрюка и Славянска-на-Кубани, показали, что 27,5% из них составляют группу риска по заболеваниям сердечно-сосудистой системы, 52,5% - желудочно-кишечного тракта, 30% - системы мочевыделения, 5% - железодефицитным состояниям.
Отдельно необходимо остановиться на вопросе, касающемся важности своевременной оценки при допуске к занятиям спортом заболеваний и патологических состояний, обусловленных наследственностью или неясным типом наследования (ранний атероскле роз, ранняя гипертоническая болезнь, гипертрофическая кардиомиопатия, синдромы дисплазии соединительной ткани, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки и др.).
Применительно к практике спортивной медицины прежде всего следует обратить внимание на синдромы дисплазии соединительной ткани, включая синдром дисплазии соединительной ткани сердца, со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до вероятности внезапной смерти. Так, B.Maron et al. , проанализировавшие 29 случаев внезапной смерти среди молодых (от 13 до 30 лет, средний возраст 19 лет), хорошо тренированных атлетов, отмечают, что в двух случаях причиной внезапной смерти явился разрыв аорты на фоне синдрома Марфана. Описан также случай инфаркта миокарда у спортсмена 18 лет на фоне пролапса митрального клапана.
Согласно современным представлениям в развитии синдрома соединительнотканой дисплазии (СТД) принимают участие как эндогенные, так и экзогенные механизмы. В частности, отмечается, что увеличение числа случаев СТД, которое наблюдается в настоящее время, связано с патогенными воздействиями, имевшими место в онтогенезе, из-за ухудшения экологической обстановки, плохого питания и стрессов.
С учетом специфики отдельных видов спорта вероятен не только допуск, но и целенаправленное привлечение к ним лиц, имеющих синдром СТД, и в частности скрытый синдром Марфана (такие виды спорта, как баскетбол, волейбол, прыжки в высоту и др.), а также синдром гипермобильности суставов (гимнастика, плавание и др.). При этом необходимо иметь в виду, что синдром Марфана может протекать в виде выраженной или развернутой и стертой (абортивной) формах. Причем даже при выраженной форме синдрома Марфана многие лица обладают большой физической выносливостью в сочетании с волевым характером и высоким интеллектом. Стертые же (абортивные) формы нередко проявляются только изменениями со стороны сердечно-сосудистой системы.
В связи с этим особую значимость приобретает выявление при допуске к занятиям спортом лиц, имеющих фенотипические и антрoпометрические маркеры дисплазии соединительной ткани .
Учитывая это, нами была проведена специальная серия исследований, основной целью которой было изучение частоты выявления среди представителей различных спортивных специализаций лиц с подобными признаками.
Обследовано 105 юных спортсменов (23 девушки и 82 юноши) 10-17 лет следующих специализаций: футбол, легкая атлетика, гимнастика, плавание, борьба, гандбол, велосипедные шоссейные гонки.
Как видно из таблицы, маркеры дисплазии соединительной ткани выявляются у юных спортсменов достаточно часто. При этом из 16 регистрируемых в работе критериев наиболее высока частота выявления следующих: отношение длины размаха рук к длине тела больше 1,03 - у 50% обследуемых, признак запястья - у 24,8%, длина тела более 95 центилей - у 17,1%, возможность приведения большого пальца к предплечью и переразгибания в локтевом суставе - у 16,2%. Последующие места, соответственно, заняли индекс Варги меньше 1,5 - у 15,2%, возможность переразгибания пальцев при разгибании запястья и метакарпального сустава - у 11,4%, переразгибание в коленном суставе - у 10,5%, продольное плоскостопие - у 7,6%, арахнодактилия - у 6,7% и миопия - у 4,7%.
Проект нового документа (Г.А.Макарова, А.Б.Краснов, 2000), составленный на основании: а) «Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, средние училища и медицинские колледжи, учебные заведения, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел», б) «Перечня медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие и средние физкультурные учебные заведения» (Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Управление научно-исследовательской работы и учебных заведений, М.,1971) и в) «Перечня заболеваний, препятствующих отбору для поступления в общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры подготовки резервов большого спорта» (Р.Е.Мотылянская с соавт., 1988), представлен ниже.
Существующие на сегодняшний день документы, в которых суммированы основные заболевания и патологические состояния, препятствующие допуску к занятиям спортом, нуждаются в серьезной переработке. Проект нового документа, представленного ниже, составлен на основании: а) «Требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел, средние училища и медицинские колледжи, учебные заведения, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел», б) «Перечня медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие и средние физкультурные учебные заведения» (Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Управление научно-исследовательской работы и учебных заведений, М.,1971) и в) «Перечня заболеваний, препятствующих отбору для поступления в общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры подготовки резервов большого спорта» (Р.Е.Мотылянская с соавт., 1988).
Все острые и хронические заболевания в стадии обострения.
Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.
Все виды деформаций верхних конечностей, исключающие или затрудняющие возможность выполнения различных спортивных упражнений.
Выраженная деформация грудной клетки, затрудняющая функционирование органов грудной полости.
Выраженная деформация таза, влияющая на статику тела или нарушающая биомеханику ходьбы.
Укорочение одной нижней конечности более чем на 3 см, даже при полноценной походке; выраженное искривление ног внутрь (Х-образное искривление) или наружу (О-образное искривление) при расстоянии между внутренними мыщелками бедренных костей или внутренними лодыжками большеберцовых костей свыше 12 см.
1. Психотические и непсихотические психические расстройства вследствие органического поражения головного мозга. Эндогенные психозы: шизофрения и аффективные психозы. Симптоматические психозы и другие психические расстройства экзогенной этиологии.
Лица, имеющие легкое кратковременное астеническое состояние после острого заболевания, допускаются к занятиям спортом после полного излечения.
2. Реактивные психозы и невротические расстройства.
Лица, имевшие острые реакции на стресс, нарушения адаптации и незначительно выраженные невротические расстройства, характеризующиеся в основном эмоционально-волевыми и вегетативными нарушениями, допускаются к занятиям спортом после полного излечения.
3. Умственная отсталость.
4. Эпилепсия.
6. Травмы головного и спинного мозга и их последствия.
7. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга и их последствия (субарахноидальные, внутримозговые и другие внутричерепные кровоизлияния, инфаркт мозга, транзиторная ишемия мозга и др.).
Лица с редкими обмороками подлежат углубленному обследованию и лечению. Диагноз «нейроциркуляторная дистония» устанавливается только в тех случаях, когда целенаправленное обследование не выявило других заболеваний, сопровождающихся нарушениями вегетативной нервной системы. Даже при наличии редких обмороков подобные лица не могут быть допущены к занятиям единоборствами, сложно-координационными, травмоопасными и водными видами спорта.
8. Органические заболевания центральной нервной системы (дегенеративные, опухоли головного и спинного мозга, врожденные аномалии и другие нервно-мышечные заболевания).
9. Заболевания периферической нервной системы (включая наличие объективных данных без нарушения функций).
10. Травмы периферических нервов и их последствия (включая легкие остаточные явления в форме незначительно выраженных нарушений чувствительности или небольшого ослабления мышц, иннервируемых поврежденным нервом).
11. Последствия переломов костей черепа (свода черепа, лицевых костей, в том числе нижней и верхней челюсти, других костей) без признаков органического поражения центральной нервной системы, но при наличии инородного тела в полости черепа, а также замещенного или незамещенного дефекта костей свода черепа.
12. Временные функциональные расстройства после острых заболеваний и травм центральной или периферической нервной системы, а также их хирургического лечения.
Лица перенесшие закрытую травму головного и спинного мозга, при инструментально подтвержденном отсутствии признаков поражения центральной нервной системы могут быть допущены к занятиям спортом не ранее, чем через 12 месяцев после полного излечения (не рекомендуются травмоопасные виды спорта).