посвящённое началу учебного года для детей старших и подготовительных к школе групп.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1
Подготовила: Инструктор Ф.К. Подгорная Елена Николаевна Белгород
Задачи:
1)разучить новые, более сложные эстафеты;
2)научиться быстро действовать по сигналу, преодолевать различные препятствия;
3) воспитывать у детей сплочённость, умение действовать сообща.
Оснащение: 2 куба, 2 обруча, муляжи овощей и фруктов, открытка с загадками, флажки по количеству детей, 2 юбки, 2 панамы, 2 конуса
Ход праздника:
Участвуют две команды. Дети входят в зал под музыкальное сопровождение. Команды строятся.
Инструктор Ф.К.:
В нашем зале осенний стадион.
Всех спортсменов – ребят приглашает он.
Осень, осень пришла.
Любит осенью играть весёлая детвора.
Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз убедиться, какими вы выросли крепкими, здоровыми, сильными, ловкими. Я представляю участников осенних игр.
Инструктор представляет участников.
Инструктор Ф.К.:
Танец «Весёлые дети» (Латышская народная мелодия) .
7. А сейчас посмотрим, кто из вас быстрее оденется на огород. Эстафета «Быстро оденься» . И я приглашаю наших девочек.
Возле каждой команды на стуле находится набор одежды – косынка и юбка. По свистку первые участники одеваются, бегут вокруг куба, возвращаются обратно и отдают одежду следующим участникам. И так до конца колонны.
8. Оделись, на поле приехали, можно собирать урожай. Но сначала отгадаем загадки про овощи и фрукты.
Ведущий загадывает по 4 загадки каждой команде.
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)
Красный, детки, но не мак.
В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали? (Помидор)
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (лук)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(Листопад)
Золотое решето
Чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домков,
Столько беленьких жильцов (подсолнух)
Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (Чеснок)
9. Эстафета «Собери урожай» . И я приглашаю наших мальчиков. Напротив каждой команды на расстоянии 5-6 метров, в ассортименте лежат овощи и фрукты. Возле каждой команды стоит по одной корзине. По свистку первые участники бегут, берут один любой овощ или фрукт, кладут в корзину. Затем стартуют вторые. И так, пока не соберут весь урожай.
Ведущий: Устали, друзья? Давайте отдохнём, а девчонки исполнят для нас весёлый танец «Разноцветная игра» (муз. Савельев Б., слова Л.Рубальская)
Молодцы девочки. Но и мальчики от вас не отстают. И ……… Расскажет вам стихотворение, которое называется «Доброта» .
А ведь не только люди собирают урожай и готовят запасы на зиму. Но и лесные звери тоже запасаются осенним урожаем. А как, мы сейчас увидим из сценки, которая называется «Друзья» .
По окончании сценки появляется Осень.
Осень: А вот и осень, к вам в гости пришла. Свои дары вам принесла. Раздаёт детям угощения.
Инструктор Ф.К. подводит итоги осеннего марафона и благодарит за помощь по сбору урожая.
Литература:
1. Наталья Иванова «Про все на свете» Загадки для детей 5 лет.
Издательство: Сибирское университетское изд-во, 2008 г.
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)
Красный, детки, но не мак.
В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали? (Помидор)
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (лук)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...
(Листопад)
Золотое решето
Чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домков,
Столько беленьких жильцов (подсолнух)
Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (Чеснок)
Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОСЕННИЙ ПЕРИОД
Подвижная игра “Не лезь, заяц, в огород!”
Дед сидит в «огороде» (центре круга на стуле), а вокруг него различные овощи на полу «растут». Дед сторожит огород со словами:
«Сижу, сторожу, овощи уберегу, зайцев всех переловлю». Дед закрывает глаза, “засыпает”. Ребята-зайцы ходят за кругом, приговаривая:
Как ты, дед, ни береги, огород ни стереги,
Мы придем к тебе сейчас –Догони попробуй нас! В конце пытаются “стянуть” с “огорода” какой-нибудь “овощ”. При этом они не должны переступать черту круга. Дед просыпается и пытается поймать воришек, также не переступая черты. До кого он успеет дотронуться, тот идет в круг и помогает деду “охранять огород”. Игра продолжается до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.
Подвижная игра «Найди свой гриб»
В разных местах зала рядом стоят дети в шапочках грибов. Остальные дети встают группами вокруг каждого «грибочка» и берутся за руки, образуя кружки. На спокойную музыку дети водят хоровод вокруг «грибочков». С окончанием музыки все дети разбегаются по залу. Когда музыка заиграет вновь «грибочки» останавливаются, а дети ищут свой грибок. Чей кружок соберется быстрее?
Подвижная игра «Гном и шишки»
Дети берут по одной шишке, становятся по кругу, кладут шишки перед собой. Гном – в центре. Дети идут по кругу, поют: Жил в лесу веселый гном, Он себе построил дом Весь из шишек и листвы Небывалой красоты . (Дети хлопают в ладоши, Гном пляшет ) Гномик, гномик, гномик,попляши, Что умеешь делать – покажи. Выходи из домика гулять, Будем вместе шишки собирать . Гном с последней фразой встает в общий круг. Под музыку дети и Гном бегут по кругу, с окончанием музыки берут по шишке, кому не хватило – выбывает. Игра повторяется. Дети складывают шишки, садятся.
Подвижная игра «Догони грибок»
Дети-грибы садятся в центр, остальные парами, взявшись за руки, располагаются вокруг. Это «корзинки». Все говорят: Меж еловых мягких лап Дождик – кап, кап, кап. щелкают пальцами Где сучок давно засох- Серый мох, мох, мох. трут ладошка о ладошку Где листок к листку прилип Вырос гриб, гриб, гриб. дети-грибы поднимаются Ведущая: Кто нашел его, друзья? Дети: Это я! Я! Я! «Грибы» убегают, «корзинки» пытаются их поймать , заключив в кольцо своих рук.
Подвижная игра «Догони свой овощ»
Один ребенок выходит, а остальные называют себя овощами разными (картошка, баклажан, капуста и т.д.). Ребенок-водящий, который не слышал имена детей, входит в зал и называет любой овощ. Если такой есть среди детей, то названный овощ убегает, а водящий его ловит.
Подвижная игра «Птицы и наекомые»
Воспитатель: Эй, пернатые, сюда, птицам рады мы всегда ». Из двери влетают две птицы в шапочках перелетных птиц.
Воспитатель: Вы собрались далеко? Птицы : Мы собрались лететь за границу, и нам нужно торопиться! Воспитатель: Перед дальней дорогой, отдохните-ка немного … Показывает рукой, птицы присаживаются на отведенные места. Выходят муравьи и дразнят птиц:
Летите, летите, а нас не съедите.
Птицы: Мы летим в такие края, где есть кое-что повкусней муравья.
После этих слов птицы пытаются поймать муравьев.
«Грибы в корзинку»
Два «грибника» на одной стороне поля (зала), а 6-7 грибов муляжей (или картинок) на другой стороне зала. По команде грибники бегут за грибами, берут один съедобный гриб и бегом возвращаются к корзинке. Кто быстрее соберет грибы и не возьмет ядовитый, тот победил.
«Разгрузи машину»
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему. Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины. Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.
«Осенью на прогулку»
Кто быстрее из игроков оденется на прогулку. Последовательность действий:
повязать шарф, надеть шапку, калоши, надеть перчатки, раскрыть зонтик и добежать до лужи. Выигрывает тот, кто все одел и быстрее добежал.
«Репка»
Участвуют две команды по 6 детей. Это – дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом сту льчике сидит “репка” – ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к “репке”, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают “репку” и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула «репку».
Программное содержание: Учить детей слышать звуки природы, сравнивать природные явления, звуки живой и неживой природы с музыкальными произведениями, художественным словом; способствовать развитию эстетических чувств; развивать музыкальные способности детей; формировать любовь к родной природе, бережному отношению к ней, любовь к Родине.
Предварительная работа: Слушание музыки, разучивание песен об осени, разучивание музыкально-ритмических игр, рассматривание картин, разучивание стихов, проведение бесед.
Методы и приёмы: Применялись методы: наглядный, наглядно-слуховой, словесный, практический, метод сравнения. Применялись приёмы: игровые, вопросы, пояснения, загадки и т.д.
Оборудование и материалы: Свистульки на каждого ребёнка и муз. руководителя, колокольчик, ксилофон, дудочка, бубен.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В группе:
Поактивней собирайтесь – время идёт,
Дружнее выходите – осень в гости ждёт!
По дороге к первому объекту (берёза):
Муз.рук.: У каждого времени года свои звуки. Как вы думаете, можно по звукам определить время года? Ответы детей. Посмотрите вокруг, прислушайтесь и скажите, какой звук можно услышать только осенью? Ответы детей. Правильно, шуршание листвы под ногами. Ребята, с чем поэты сравнивают листья, которые устилают осенью землю? Верно, с ковром. Давайте походим по этому ковру, пошуршим листьями и запомним необыкновенную музыку осенней природы. Дети идут по листве, прислушиваясь к звукам.
У берёзы:
Муз.рук.: Ребята, давайте поздороваемся с этим деревом, я буду петь, а вы эхом повторяйте за мной: «Здравствуй милый, добрый друг,
Протяни нам сотни рук.
Все открой, не утаи,
Ты же видишь – мы свои!»
Посмотрите, дерево нам отвечает! Кто видит, как оно это делает? (Качает веточками, кивает верхушкой, шелестит листьями и тд.) Кто узнал это дерево? Ответы детей. Правильно, берёза. Как вы её узнали? (У берёзы белый ствол, тонкие ветви.) Внимательно посмотрите на дерево и скажите,чем осенняя берёза отличается от летней? Ответы детей. Может кто-нибудь расскажет стихотворение о берёзе?
Ребёнок: Осенний день. Свежо и ясно.
Берёзка в золоте стоит.
И на траве, и на листочках
Муз.рук.: Ребята, скажите, если бы прозрачная роса вдруг зазвучала, то какой музыкальный инструмент мог бы её озвучить? Ответы детей. Я тоже думаю, что колокольчик, ведь звук у него тоже можно назвать прозрачным. Давайте поиграем в очень интересную игру «Роса на листьях»: вы все будете осенними листочками, которые медленно кружатся, плавно качаются. А я – роса, подхожу к любому листочку, и, как только листочек услышит прозрачный звон росы, тут же придумывает любое движение, остальные листочки за ним повторяют. Игра повторяется 3-4 раза.
Муз.рук.: Листики качаются, в дорогу отправляются.
И летят в осенней дымке к тоненькой рябинке. Дети легко на носочках бегут к рябине.
У рябины:
Муз.рук.: Ребята, кто знает стихотоворение о рябине?
Ребёнок: Кудрявая красавица весною расцветала,
Белыми цветочками сад мой украшала.
А грустной, поздней осенью листочки облетели,
Лишь гроздья красной ягоды остались до метели. (авторск.)
Муз.рук.: Как вы думаете, почему рябину называют кудрявой? Ответы детей. Давайте найдём листья рябины на земле. Дети находят каждый по листочку. Рассмотрите их: один листочек состоит из нескольких маленьких листиков, настоящая кудряшка, правда? А сейчас можно рябину назвать кудрявой? Ответы детей. Скажите пожалуйста, для кого приготовила рябина свои ягодки? Ответы детей. А вы знаете птиц, которые останутся с нами на всю зиму? Кто правильно птичку называет,
Тот другую птичку получает. Дети называют
северных птиц, муз.руководитель даёт каждому свистульку-птичку.
Муз. рук.: Ребята, а можно в голосах птиц услышать музыку? Ответы детей. Давайте послушаем. Дети слушают пение птиц. Такую великолепную музыку даже композитор не придумает. Вот и мы с вами сейчас превратимся в птичек. Я буду птичкой-мамой, а вы моими птенчиками, сейчас я буду разговаривать отдельно с каждым птенчиком, а потом все вместе поговорим. Проводится музыкальная игра «Повтори за мной», где дети повторяют на игрушке-свистульке заданный ритмический рисунок, затем все дети импровизируют.
Муз.рук.: Как вы думаете, о чём птички поют, о чём хотят напомнить людям перед холодной зимой? Ответы детей. Правильно, и птички очень благодарны тем, кто о них заботится.
Ребёнок: Крохотный, крохотный мальчик
Для крохотной, крохотной птички
На крохотном, крохотном блюдце
Вкусную крошку принёс.
Птичка сказала «Спасибо,
Большое, большое спасибо!»
Такое большое спасибо,
Что мальчик немного подрос. (Римма Алдонина)
Муз.рук.: А сейчас, как птички, к осинке полетим,
Ствол её обнимем, с ней поговорим. Дети отправляются к осине.
Муз.рук.: Ребята, посмотрите на осинку и скажите, что с ней произошло? Ответы детей. Верно, во время листопада, все листочки улетели и ей, наверно, сейчас холодно. Давайте обнимем осинку, пожалеем её. В народе говорят, что осина дарит людям здоровье. Кто осинку обнимает, о болезнях забывает. Дети по одному подходят к осинке, обнимают её.
Ребёнок: Закружила осень рыжие метели,
Яркие листочки с осинок полетели.
Пауки на ветках не вяжут паутинки,
Нет уже листочков на родной осинке…
Муз.рук.: Ребята, вспомните, о чём напоминают вам эти слова:
Листики берёзки, листики осинки,
Золотого клёна и тоненькой рябинки. Ответы детей.
Муз.рук.: Правильно, много об осени сложено песен, а мы сейчас споём о листопаде. Дети исполняют песню «Осенний листопад», муз. и сл. М.Дорофеевой. Музыкальный руководитель замечает под деревом большой лист.
Муз.рук.: Посмотрите, какой большой листик, не простой листик, а с загадками. Будем отгадывать? Дети отгадывают осенние загадки, имитируют звуки осенней природы.
Я берёзку качну, я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу, даже шапку утащу!
А меня не видать, кто я, можешь отгадать? (ветер)
Правильно, ветер. Давайте покажем, как ветер шелестит листвою:
Шу-шу, шу-шу-шу! Шу-шу, шу-шу-шу! Одновременно трут ладошки.
Кто присел на толстый сук,
И стучит: тук-тук, тук-тук? (дятел)
Верно, давайте покажем, как дятел стучит: Тук-тук, тук-тук-тук! Тук-тук, тук-тук-тук! Одновременно выполняют шлепки по бёдрам.
Скачет, скачет по дорожке,
Собирает хлеба крошки,
Не боится он людей,
Молодцы, давайте покажем, как воробьи скачут: Чик-чик, чик-чи-рик! Чик-чик, чик-чи-рик! Одновременно выполняют прыжки на двух ногах.
И даже по железной лейке.
Я раскрою зонтик –
Правильно, покажем, как он капает: Кап-кап, кап-кап-кап! Кап-кап, кап-кап-кап! Одновременно выполняют хлопки.
– любимое времяпровождение для дошколят. Играя, малыши укрепляют свое физическое здоровье, развивают мышление, быстроту, ловкость и силу.
С приходом осени дети все больше времени проводят . Поэтому осенние игры в детском саду должны быть подобраны с учетом этого фактора.
Какие игры осенью пользуются наибольшей популярностью среди детей? Рассмотрим самые популярные и всеми любимые.
Музыкальная игра «Осень спросим» известна еще с советских времен.
Среди детей выбирается Дождик и Осень. В то время как Дождик прячется, все малыши становятся в круг, в середине которого находится Осень. Начинают водить хоровод и петь «Осеннюю песенку»:
Дети:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень:
Принесла я вам осеннее ненастье и погод семь на дворе:
сеет, веет, крутит, мутит, сверху льёт, гнетёт, метёт.
А еще я принесла корзину со своими дарами.
Принесла вам мёду
Полную колоду.
Осень:
Принесла я вам муки,
Значит, будут пироги.
Осень:
Принесла вам гречки,
Каша будет в печке.
Осень:
Принесла вам фруктов, ягод!
Мы варенья сварим на год!
Дети:
Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла.
А хорошую погоду
Ты нам, осень, припасла?
Осень:
Дождику вы рады?
Дети:
Не хотим, не надо.
После последних слов выскакивает Дождик и начинает ловить участников. Тот, кто попадется – становится новым Дождиком и все повторяется снова.
Игра «Карусель» в детском саду
Развивает ритмичность движений и внимательность.
Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:
Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру.
Игра «Плетень» в детском саду
Дошколята разделяются на две группы и выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. При этом образуется «живая плетень» – дети берутся перекрестно через одного за руки.
В начале игры одна шеренга наступает на другую, затем возвращается обратно. При этом нельзя размыкать руки. Далее те же действия повторяет вторая шеренга. Игра длится до тех пор, пока кто-то не потеряет равновесие.
Игра «Светофор» в детском садуРазвивает внимательность и быстроту реакции.
Выбирается ведущий игры – Светофор, который разворачивается к игрокам спиной. Дошкольники выстраиваются за условной линией (за 15–20 м). Если ведущий объявляет «зеленый свет» – дети начинают двигаться к нему. Но при словах – «красный свет» должны замереть. Кто не успел – выбывает. Игра продолжается, пока участники не коснутся Светофора.
Игра «Дождик» в детском саду
Позволяет развивать внимательность и ритмику.
Ребята становятся в круг и начинают водить хоровод под песенку, делая параллельно определенные движения.
Дождик, дождик, что ты льешь?
Погулять нам не даешь.
(3 хлопка в ладоши)
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
(по 3 притопа каждой ногой)
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем
(3 прыжка на месте)
Игра «Пузырь» в детском саду
Стимулирует правильное произношение звука «Ш», развивает ловкость.
Дети, берясь за руки, образуют круг. Ведущий предлагает надуть игрокам волшебный пузырь, который будет очень большим, но не лопнет. Задача детей – внимательно слушая ведущего, максимально точно выполнять названные движения.
Раздувайся, пузырь!
(дети, не отпуская друг друга, максимально расходятся в стороны)
Раздувайся, большой…
Оставайся такой
И не лопайся!
(продолжая держать друг друга, дети останавливаются)
(начинают сходится к центру круга)
Игра «Ловишки» в детском саду
Дети становятся в круг, где по центру стоит Ловишка. По условному сигналу («раз, два, три») дети разбегаются, а ведущий стремится дотронуться до кого-то. Игра заканчивается, когда пойманы 5–6 человек.
Стоит лишь проявить фантазию и игры в детском саду осенью принесут дошколятам много веселья, радости и пользы.