Консультация для педагогов и младших воспитателей «Участие младшего воспитателя в организации образовательного процесса. Мдоу "жемчужинка" п. гранитный

Анна Васильевна Шлипотеева
Консультация для педагогов и младших воспитателей «Участие младшего воспитателя в организации образовательного процесса»

Реализация ФГОС к структуре общего образования не возможна без взаимодействия всех работников дошкольного учреждения.

Грамотный подход к планированию и организации работы воспитателя и младшего воспитателя позволит реализовать новые методики обучения детей дошкольного возраста. Их слаженные действия существенно снимут нагрузку на каждого из участников образовательного процесса и предоставят простор для творческой деятельности, учитывая интерес конкретного ребенка и конкретной группы.

Цели тренинга :

Преодолевать внутренние коммуникативные стереотипы;

Изменять педагогическую позицию с субъект - объектных отношений на субъект - субъектные.

Задачи :

- обращать свое сознание к собственным переживаниям и чувствам воспитанников ;

Искать резервы для более эффективной работы;

Сплочение коллектива.

Игра-разминка «Найди своих друзей»

Ведущий на ушко сообщает каждому, какой звук он должен издать после команды.

Участники встают в кругу и после команды издают звуки, заданные ведущим. Задача - как можно быстрее найти своих друзей. Звуки : гуси - га-га; собаки - гав-гав; коровы - му-му. Вывод : порой очень трудно найти себе друзей, но если активно действовать самому, обязательно их найдешь. Наша задача - помочь детям найти друзей в группе сверстников.

В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей . Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она - постоянная сфера воспитательного влияния . Быт создает самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственны поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.

Важнейшие условия для организации быта детей :

Точное соблюдение режима дня;

Рациональное распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя .

Этому вопросу и посвящена наша встреча. Должностные инструкции, с которыми мы знакомимся при приеме на работу и в последующее время ежегодно, четко распределяют наши обязанности. И чтобы напомнить их вам, определить представление каждого участника педагогического процесса об обязанностях другого и помочь их распределить, мы проведем игру.

Игра «Кто что должен?»

Объединяются в две команды. Им предлагается список обязанностей, из которых младшие воспитатели выбирают свои и подчеркивают их зеленым цветом, а воспитатели - оранжевым . В конце ответы сравниваются и обсуждаются. Примерный перечень обязанностей :

Обеспечивать уборку помещения;

Строго выполнять санитарные нормы;

- организовывать с учетом возраста детей работу по самообслуживанию, соблюдение ими

требований по обеспечению безопасности жизнедеятельности, оказывать детям необходимую помощь; готовить праздники, досуги, развлечения;

Проводить мероприятия, способствующие психофизическому развитию детей, соблюдению режима дня;

- организовать работу по освоению детьми столового этикета, культурно-гигиенических навыков;

Готовить воду для закаливающих процедур , умывания, полоскания рта;

Одевать и раздевать детей;

Проводить закаливающие мероприятия;

Выводить детей и заводить их с прогулки;

Заправлять кровати;

Проводить гигиенические процедуры ;

Следить за чистотой полотенец, менять их по мере загрязнения;

Обеспечивать повседневную работу, создающую условия для реализации воспитательно- образовательного процесса и эмоционального благополучия детей;

Осуществлять инструктаж детей по охране труда на занятиях, в свободной деятельности;

Вести табель посещаемости воспитанников ;

Наводить порядок в групповой комнате;

Строго выполнять режим дня и двигательную нагрузку;

Следить за сохранностью имущества в группе.

Итак, мы с вами определили, кто и что должен делать при организации образовательного процесса . Но хочется еще раз напомнить функции воспитателя и его помощника .

Воспитатель :

Охрана жизни и укрепление здоровья детей;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- воспитание , обучение, развитие детей;

Планирование и осуществление образовательной работы в соответствии с программой,

реализуемой в едином образовательном пространстве ДОУ ;

Содействие социализации воспитанников ;

Взаимодействие с семьями воспитанников , оказание консультативной и практической помощи в вопросах воспитания и развития детей .

Младший воспитатель :

Обеспечение необходимых условий в группе для успешной реализации образовательной программы и помощь воспитателю в работе с детьми ;

Своевременная уборка закрепленных за ним помещений.

Эффективность работы определяется не только знанием и исполнением работы с взаимопомощью, взаимовыручкой и взаимопониманием, а также единством требований к детям. Одна из проблем, возникающих у помощника воспитателя : чем занять детей во время его отсутствия?

Круглый стол-конкурс «Чем занять детей?»

Воспитатели и младшие воспитатели называют занятия с детьми по очереди. Выигрывает тот, кто назовет последним. Старший воспитатель : Мы обсудили, чем занять ребенка в отсутствие педагога . Но надо помнить еще о том, что взрослым, работающим на группах, необходимо создавать условия для эмоционального благополучия детей. Всем тем, кто работает с детьми, нужно обеспечить каждому ребенку комфортное пребывание в детском саду, чувство психологической защищенности, доверия к миру, развивать его индивидуальность. Необходимо выбрать правильный способ общения и придерживаться его постоянно. Это понимание, приятие и признание личности ребенка.

Упражнение «Звезда»

Участники , глядя на изображение в зеркале , должны провести линию между внешним и внутренним углами звезды.

Вопрос участникам :

Какими были ваши ощущения в процессе выполнения ?

Вывод : от ребенка нельзя требовать того, чего он сделать не в состоянии.

От детей зачастую требуют тишины, а это идет вразрез с естественными реакциями, при этом накапливается эмоциональное напряжение и проявляется неадекватный выход эмоций.

Игра «Тайный друг» .

Цель : игра способствует психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимной поддержки.

День сегодня необычный – «Тайный друг» у нас игра.

Вас собрали дружно в зале и сказали вам тогда :

«Вам даю по 5 конвертов, пожелания написать, А потом в почтовый ящик попрошу их отправлять».

Правила игры такие :

«Указать «Кому» письмо, чтоб по адресу дошло. Пожелания любые, юморные и простые. «От кого» писать не надо, так интересней будет, правда!

И кому письмо отправил, держит это каждый в тайне. Завтра ящик я открою, письма дружно заберу. Пожелания Вам оформлю, потом каждому вручу».

Педагогам и младшим воспитателям необходимо было написать и отправить по 5 писем с пожеланиями своим коллегам. Подписываться в письмах было необязательно. Все пожелания были оформлены в форме сердечек и вручены каждому сотруднику.

Полученные сегодня знания помогут вам работать в тесном сотрудничестве друг с другом, организуя свою работу так , чтобы нашим дошкольникам было комфортно в детском саду. А что думаете о нашей встрече вы? Выберите, пожалуйста, то изображение ребенка , которое определяет ваше мнение : улыбка (я многое не знал, полученные знания мне интересны, буду использовать их в работе); нейтральное лицо (было интересно, но я все это знаю) ; грустное лицо (что бы вы ни говорили, каждый должен отвечать только за свои обязанности).

Публикации по теме:

Анкетирование педагогов «Изучение особенностей организации пед. процесса и его влияние на развитие творчества дошкольников» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 106 ОАО «РЖД» Анкетирование педагогов «Изучение особенностей организации.

«Ждали праздника мы долго….» использование адвент-календаря как способа организации образовательного процесса с дошкольниками Пересмотрев.

Материал для мониторинга образовательного процесса и освоения основной образовательной Программы дошкольной организации. Материал для мониторинга образовательного процесса и освоения основной образовательной Программы дошкольной организации. Диагностические.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса в группе семейного воспитания на один день. Работа с родителями I половина дня Образовательные области / Направления развития ребенка Физическое развитие («Физическая культура»,«Здоровье») Утренняя.

Осуществление здоровьесберегающих технологий в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья.

Порядок организации целостного образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС до Знакомясь с публикациями авторов и разработчиков Стандартов, мы не раз находили материалы, касающиеся моделей организации образовательного.

Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута воспитателя дошкольной образовательной организации «Разработка и внедрение индивидуального образовательного маршрута воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения.

Консультация «Реализация современных требований к обновлению содержания и организации образовательного процесса в ДОУ» В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся образовательный процесс.

Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками «Интегративный подход к организации образовательного процесса с дошкольниками».Повышение уровня современных государственных требований и.

Создание условий для организации образовательного процесса в группе 2 слайд Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением 17 октября.

Библиотека изображений:

Районный методический день

«Роль младшего воспитателя в организации образовательного процесса»

Место проведения: МДОУ «Детский сад № 10
«Жемчужинка» п. Гранитный

Время проведения: 9.30 ч

Руководитель: Степанова Н.А. – методист РМЦ ОО

Участники: младшие воспитатели
дошкольных учреждений

Программа методического дня

1. Визитная карточка МДОУ № 10
Заведующий – Лебедева Марина Михайловна

2. Дискуссия «Роль младшего воспитателя в организации образовательного процесса в ДОУ»
Старший воспитатель – Карамышева
Светлана Анатольевна

3. Игра «Моя прекрасная няня»

4. Экскурсия по МДОУ

5. Круглый стол по проблеме методического дня
Методист РМЦ ОО – Степанова Надежда Андреевна

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать Вас в нашем зале, ведь сегодня впервые
встретились младшие воспитатели дошкольных учреждений всего
района!

Песня в исполнении младших воспитателей «Волшебница»

Дискуссия

«Роль младшего воспитателя в организации образовательного процесса в ДОУ»

Роль младшего воспитателя в работе дошкольного учреждения неоценима! Давайте порасссуждаем, сможет ли нормально функционировать детский сад, если в нем не будет младших воспитателей? К чему сведется работа воспитателя? (ответы)

Учат ли специально на младших воспитателей? (ответы)

А какая у вас специальность?

Почему Вы работаете в детском саду?

Что Вам нравится в Вашей работе?

Что не нравится?

Младшие воспитатели – самые незаменимые люди в детском саду, потому что, когда их нет, воспитательно-образовательная работа может остановиться.

Ведущий: Но, когда младшие воспитатели на своем рабочем месте, все идет своим чередом. На то они и младшие воспитатели, чтобы не только чистоту и порядок в группе поддерживать, но и помогать и детям, и воспитателям, а если необходимо, то и родителям.

Вопрос: Какими чертами характера должны обладать младшие воспитатели?

Ведущий: Доброжелательная и ласковая улыбка, терпение, физическая выносливость наших дорогих помощниц изо дня в день, из года в год дает возможность педагогическому процессу идти, а деткам - расти здоровыми, сытыми, опрятными, обласканными и, в итоге, счастливыми! Поэтому очень важно, кто работает с дошкольниками, кто находится с ними целый день, от кого будет зависеть качество их воспитания.

Вопрос: Принимаете ли Вы участие в организации жизни детей в детском саду помимо выполнения санитарных требований? Или детьми должен заниматься воспитатель?

Ведущий: Младший воспитатель наравне с педагогами участвует в организации жизни детей в ДОУ (это различные режимные моменты – питание, культурно-гигиенические процедуры, привитие навыков самообслуживания; праздники, занятия, игры, прогулка, оформление предметно-развивающей среды и т.д.)

Вопрос: Можете ли Вы назвать подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, в которые играют дети Вашей группы? Нужно ли их знать младшему воспитателю?

Вопрос: Как Вы относитесь к режиму дня дошкольников? Нужно ли его выполнять? Всегда ли выполняется режим дня в группе?

Ведущий: В нашем дошкольном учреждении каждый сотрудник повышает свою профессиональную компетентность. Для младших воспитателей еженедельно проводятся пятиминутки, на которых обсуждаются не только вопросы санитарного состояния, но и проблемы дошкольной педагогики и психологии (возрастные особенности детей, формирование практических навыков работы с детьми (культурно-гигиенических, коммуникативных, игровых и т.д.). Еще очень действенной и интересной формой работы с младшими воспитателями является производственное собрание. Они в нашем коллективе всегда проходят интересно, занимательно; стараемся включать в них тренинги, деловые игры, релаксационные упражнения

Ведущий: В нашем детском саду младшие воспитатели занимают активную жизненную позицию – В.В. – член профсоюза, З.Н. – член ревизионной комиссии; они – незаменимые помощники воспитателей, Н.И.- зимний сад!, А.Н. – оформление группы, В.В. – косички, Н.Г.- украшение блюд, З.Н. – в любое время заменит воспитателя!, Г.А. – подменный младший воспитатель, но каждый из воспитателей хотел бы иметь такого помощника!

«Моя прекрасная няня»

Этот день не обозначен цифрой красной,
Не цветет за окнами сирень,
А у нас в саду сегодня праздник:
Отмечаем дружно «Нянин день»!

И хотя официально Ваша должность звучит как «младший
воспитатель», позвольте сегодня для Вас произнести нежные и

Добрые слова «Моя прекрасная няня».

На свете существует много разных профессий. Труд шахтера
можно измерить тоннами добытого угля, труд сталевара –
количеством выплавленной стали, труд врача – числом вылеченных
людей, даже труд учителя – хорошими оценками учеников. А как
измерить труд младшего воспитателя? Его измерить нельзя, ведь
Ваш труд неизмерим и бесценен!

Ни один воспитатель не обойдется без своего помощника –
младшего воспитателя, без своей «прекрасной няни». Иногда даже
невозможно разобрать: где воспитатель, а где младший воспитатель

Песня в подарок от воспитателей «Мы как две половинки»
(в исполнении воспитателей)

Ведущий: В нашем детском саду работают прекрасные младшие
воспитатели. Все они похожи друг на друга тем, что любят детей и
свою работу, но каждая из них прекрасна по-своему! Интересные
факты: у нас есть блондинка и брюнетки, худенькие и полненькие,
молодые и уже бабушки, у каждой из них по двое детей, а у двоих
есть по 3 внука, общий их возраст – 246 лет, а средний – 40. Есть
один недостаток – среди наших младших воспитателей нет ни
одного мужчины! Но, по-видимому, ни один мужчина просто с
такой работой не справится!


Итак, Встречайте!

Презентации младших воспитателей ДОУ.

Ведущий: Мы представили Вам наших «прекрасных нянь». Думаем, что
каждая из Вас также по-своему прекрасна и интересна.

Приглашаем Вас немного поиграть. Игра наша будет называться
«Моя прекрасная няня». У каждого из Вас есть эмблема. Найдите
среди наших представительниц аналогичную и пройдите к ней за
стол.

Игра-знакомство

Поддерживать нас в нашей игре будут гости!

Ведущий: Итак, начинаем игру «Моя прекрасная няня!»

Младший воспитатель! Младший воспитатель!
В деле воспитания главный выручатель.
Дел немало у него, и не перечесть всего:
Он накормит и поможет, спать в кровать детей уложит,
Отнесет белье на прачку, в мойке сделает прокачку,
И порядок наведет, пыль везде она протрет,
Встретит СЭС с улыбкой нежной – все расскажет, все поймет!

1 задание "Внимание, СЭС" - участники отвечают на вопросы по Сан ПиН (отрывают лепестки ромашки с вопросом)

Ведущий: Вот такие они – наши славные младшие воспитатели – кладезь ума и опыта. Конечно же, нелегко быть младшим воспитателем!

музыкальный номер
Песня «Волшебная страна» в исполнении
Исинжуловой Айданы и Курмановой Сабины

Ведущий: Убирает няня грязь - это раз! Вытирает со стола - это два!
На занятия придет – всем всегда подскажет.
Маслом свежим бутерброд от души намажет.
Принесет она обед, вымоет посуду.
И должна успеть везде, и должна быть всюду.


От качества вашего труда зависит, прежде всего, здоровье и благополучие каждого ребенка. Чисто вымытые полы и посуда, расставленные игрушки, развешенные полотенца, расправленные кроватки. Да разве все перечислишь? Работа помощника воспитателя требует грамотного владения всеми орудиями и приспособлениями труда.

2 задание "Моя профессиональная няня" – участникам предлагается в юмористической форме представить одно из орудий труда (швабра, таз, ведро, ветошь, веник, посуда)

Ведущий: Для вас, милые девушки, музыкальный номер
Песня «Если хочешь быть военным» - Салахов Арсен

Ведущий: Конечно, большую часть времени с детьми занимается воспитатель, но… бывают и непредвиденные обстоятельства.

3 задание "Моя незаменимая няня"

Ведущий: Воспитателя срочно вызвали в кабинет к заведующему, Вам надо на несколько минут занять детей!

Ведущий: Встречайте детей подготовительной группы!
Песенка «Буратино» - солистка – Роганова Наташа

Ведущий: Не все спокойно в нашем детском саде!
Вчера Тимур разбил тарелку,

А Катя вылила компот!
Сергей влюбился в Аню…
По-соседски она ему ватрушки отдает.

Данила лук не ест,

Катюша молоко не пьет

А Владик… Вот задача, так задача!

Совсем не ест, Ну только чем живет?

4 задание "Моя кулинарная няня"

Ведущий: Из одинакового набора продуктов Вам предлагается оформить второе блюдо и представить его на суд зрителей.

Ведущий: А пока участники украшают блюдо, для нас выступят дети (музыкальный номер)
Баймухановы Самира и Арсу исполнят казахскую песню
«Тай-тай»

Ведущий: Я думаю, что такую красоту с огромным удовольствием съест
любой ребенок!

Ведущий: Сегодня вы уже встретились с СЭС, занимались с детьми,
накормили их, поработали своим инвентарем. Дети тоже целый
день играли, занимались делами, кушали, спали. После сна они
всегда встают и очень хотят быть красивыми. Кто поможет
сделать девочкам красивую прическу?

5 задание "Моя искусная няня"

Ведущий: Это конкурс причесок! Сделайте прическу девочкам.

Ведущий: Красота, да и только!

Еще один музыкальный номер - общая музыкальная игра «Ай-ай!».

Ведущий: И вот окончен рабочий день. Наконец-то вы идете домой! Уставшие? Нет! Полные бодрости и энергии! Даже хочется танцевать!

6 задание "Моя талантливая няня"

Ведущий: Предлагаю всем командам-участницам исполнить один танец. Тот,
который зазвучит перед вашим выходом. Так что ориентироваться
придется по ходу. Единственное, что могу добавить к
сказанному, так это то, что все танцы, записанные на фонограмму,
разные. Осталось всем пожелать успеха и предложить зрителям не
жалеть ладоней.

Ведущий: Слово для поздравления участников предоставляется нашим гостям!

Ведущий: Няня! Сколько в этом слове:
Уж не о вас ль поэт писал?
Мы вас поздравить очень рады.
Ведь праздник наш для вас блистал.
Вам, милым труженицам сада,
Помощницам от А до Я!
Без вас ни чистоты, ни лада.
А с вами мы - одна семья.
Спасибо вам за доброту,
За труд, за помощь, за заботу.
Ведь, каждый дошколёнок знает
Про вашу трудную работу.
Вы успеваете помыть, почистить и убраться.
Как получается у вас? - Не перестанем удивляться!
Вам воспитатель - имя гордое, конечно, дали по заслугам,
Хотя и младшим называетесь - вы - наши лучшие подруги.

Ведущий: Ну, вот и завершается наша игра! Все проявили сегодня себя как
настоящая сплоченная команда, команда единомышленников,
трудяг, и просто веселых людей. И по доброй традиции мы
предлагаем всем: и вам, уважаемые гости, и вам, дорогие наши
няни, и тем, кто трудится с вами рука об руку, исполнить песню.

Сплоченная команда. (песня на мотив "Команда молодости нашей")

1: Пусть трудно нам, все нелегко дается,
Пусть на работе тысячи проблем.
Но если детство звонкое смеется,
Мы скажем прямо: справимся со всем!

Припев: Искать, учить, вершить, творить,
И детям чистоту дарить,
Не унывать, а удивлять,
Всех помнить, ни о ком не забывать.

2: У нас в саду работают таланты,
Мы все умеем, пляшем и поем.
Мы вместе все – сплоченная команда,
И потому так дружно все живем.

Бурятский государственный университет

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курсов повышения квалификации младших воспитателей ДОО

«Младший воспитатель в образовательном процессе ДОО: содержание, методы, формы работы»

Объем часов: 36 часов

Пояснительная записка

Целевое назначение программы: совершенствование профессионального педагогического мастерства младших воспитателей в свете внедрения ФГОС ДО

Программа направлена на решение следующих задач:

· расширить информационно-познавательную компетентность младших воспитателей ДОО.

· систематизировать и обобщить знания по проблеме, формировать практические навыки работы с детьми.

· развивать педагогическую рефлексию и мышление младших воспитателей ДОО.

В учебный процесс включены разнообразные формы и методы активного обучения: лекции, семинары, практикумы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации по проблемам, проектная работа. Предусматривается и самостоятельная работа слушателей по индивидуальным планам для подготовки к семинарам и зачету.

Младшие воспитатели, освоившие программу:

а) приобретают знания:

· об основных направлениях модернизации дошкольного образования в условиях введения ФГОС.

· о нормативных документах, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования

· об особенностях детей дошкольного возраста

б) осваивают умения:

· уметь организовывать самостоятельную деятельность детей;

· иметь достаточно ясное представление о методических основах воспитания и обучения детей;

Программа адресована младшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений

Условия освоения программы

Концептуальные подходы к разработке ФГОС дошкольного образования. Основные направления развития ребенка дошкольного возраста в ФГОС. Структура основной общеобразовательной программы ДОО. Обязательная и вариативная части образовательной программы. Основные образовательные области. Виды детской деятельности.

Проектирование образовательного процесса ДОО на основе принципов интеграции и комплексно-тематического планирования. Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы. Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности. Модель взаимодействия специалистов ДОО.

Конвенция о правах ребенка.

Формы организации образовательной работы в педпроцессе ДОО. Совместная деятельность взрослого и детей: в ходе режимных моментов, в непосредственно образовательной деятельности (в процессе организации детских видов деятельности). Самостоятельная деятельность детей.

Тема 2. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста

Понятие «возраст», новообразования каждого возрастного периода. Субкультура детства, её виды и формы.

Индивидуальные особенности развития личности ребёнка. Темперамент. Его роль в становлении личности. Типы темперамента ребёнка. Учёт индивидуально – типологических особенностей в воспитательной работе.

Особенности эмоционально-познавательного развития детей дошкольного возраста. «эмоциональное развитие», «познавательное развитие». Содержание и технология эмоционально-познавательного развития детей дошкольного возраста.

Понятие общения. Значение общения в становлении личности ребёнка. Общение со сверстниками, общение со взрослыми и их специфика. Причины конфликтов и их устранение.

Тема 3. Содержание и технологии развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Этнокультурное развитие дошкольника. Народная традиционная культура как фактор социализации детей. Современные технологии социализации детей в процессе этнокультурного образования.

Классификации детских игр и их место в психическом развитии. Значение игры для психического развития ребёнка. Сложность и важность руководства детскими играми. Создание педагогических условий для развития творческих игр.

Основы физического воспитания и развития ребенка. Понятия «здоровье», «физическое здоровье», «психическое здоровье». Здоровьесберегающие технологии в ДОО.

Развитие речи детей - ведущее направление развития и воспитания дошкольников Трудовое воспитание детей при проведении режимных процессов.

Создание предметно - развивающей среды в группе детского сада. Принципы построения предметно-развивающей среды.

Вопросы к собеседованию для слушателей курсов младших воспитателей

1. Как организовать совместную деятельность детей, учитывая индивидуальные особенности ребёнка?

2. Роль младшего воспитателя в формировании культурно-гигиенических навыков у детей.

3. Роль младшего воспитателя при организации деятельности в уголке природы.

4. Роль младшего воспитателя в организации работы по физическому воспитанию (участие при проведении физкультурных праздников, закаливание).

5. Приемы самостоятельной индивидуальной математической деятельности детей в разных возрастных группах.

6. Нужно ли и зачем (если нужно) обучать детей изобразительной деятельности (рисованию, лепке, конструированию)?

7. Чем можно занять подгруппу детей, используя изодеятельность?

8. Роль младшего воспитателя в организации трудовой деятельности детей в разных возрастных группах.

9. Какие формы работы по развитию речи детей можно использовать в разных возрастных группах?

10. Роль младшего воспитателя в организации игровой деятельности детей.

Литература

3. Давыдов развивающего обучения.- М., 1986

5. Игра дошкольника. Под ред. . - М., 1989

6. Крулехт ёнок и рукотворный мир. – СПб., 2002

7. Логинова системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук.- Л.,1984

8. Стрекаловская игр дошкольников под влиянием системных знаний о труде взрослых.- Улан-Удэ, 2003

9. Эльконин игры.- М., 1978

Введение в этническую психологию.- СПб., 1995, гл. V. Этнические факторы развития личности. С.66-83. Волков. М., 1999. Григорьев педагогика игры / Вопросы методологии и теории: В 2 ч. М., 1996. Дайн народный календарь [Текст] : приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие / . - М. : Дет. лит., 2001. - 158 с. Детские народные подвижные игры: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / сост.: , . - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 216 с. Зимина игры с пением [Текст]: практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов пед вузов и колледжей / - М. : [Гном и Д.], 2000. - 63 с.

Татьяна Сердюк
Из опыта работы «Роль педагога в работе с родителями»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«» .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитать настоящего человека непростое дело : оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков и высокой требовательности отца и матери к самим себе. Тем нимение ещё бытует такой предрассудок, что достаточно стать родителями , что бы быть воспитателями. Важно помнить справедливые слова о том, то «воспитатель сам должен быть воспитан» . Родителям надлежит вести своего ребенка нелегкой и длинной дорогой в большой и сложный мир знаний, чувств, труда. Только доброе, любящее сердце в тесном союзе с разумом обогащенным опытом и наукой , может успешно содействовать воспитанию, формированию юной личности.

Наша главная задача – подготовка подрастающего человека к жизни. И мы педагоги стремимся помочь родителям справиться с этой задачей.

«Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт , свою страсть, свои убеждения младшему поколению». А. С. Макаренко.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, входе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога , что особенно необходимо при подготовке детей к школе.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. И перед нами стоит задача, помочь родителям воспитать своего ребенка.

Задачи :

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Активизировать и обобщать воспитательные умения родителей ; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях .

Современные родители достаточно образованны. У них есть доступ к педагогической информации , которая «обрушивается» на них из разных источников : теле – и радиопрограмм, сайтов Интернета. Несмотря на обилие разнообразных путей педагогического просвещения родителей , большая роль отводится педагогам детского сада , так как лучше воспитателя никто не знает особенностей детей группы. Педагоги рассказывают мамам и папам о том, как построены режимные процессы в детском саду, чем занимаются дети, показывают их достижения и рассказывают о затруднениях, индивидуальные особенности детей. Специалисты МДОБУ дают рекомендации по любым вопросам воспитания, связывают их с приоритетным направлением ДОУ, действующей программой обучения. Ни в одном издании или телепрограмме родители об этом не услышат .

Родителям приходится искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемые жизнью, но не всегда удается найти правильное решение, и в затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу . И наша задача, помочь родителям . Воспитатели хорошо знают закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания и делают все возможное для оказания педагогической помощи родителям . Иногда сами родители отмечают , что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Я считаю, что мы должны помочь родителям использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. На это направлены разнообразные формы взаимодействия ДОУ и семьи, традиционные и нетрадиционные. Суть, которых обогатить педагогические знания родителей . В уголке для родителей разместила вот такое напутствие :

НАПУТСТВИЕ ЛЮБЯЩИМ МАМАМ И ПАПАМ

МУДРЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Период привыкания к детскому саду- не самый легкий в Вашей жизни и жизни малыша. Вы наверняка будете волноваться о том, как он там, а он первое время будет сильно скучать по маме.

Не волнуйтесь – со временем все наладится. И в Ваших силах позаботиться, чтобы первая дорожка самостоятельности для Вашего крохи не была чересчур ухабистой и не страшили его ни лисы, ни волки, ни медведи.

А мы всегда готовы ответить на любые волнующие Вас вопросы. И мы желаем Вам удачи и педагогической грамотности .

Ваши воспитатели. Сердюк Т. Г.

В своей практике я использую не традиционные формы проведения родительских собраний - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей , оно проводится в форме дискуссии, обменом опыта . Тема проведения родительских собраний разнообразны, с учетом пожелания родителей . К индивидуальным формам отношу педагогические беседы с родителями ; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по возникающим вопросам по воспитанию детей. Планируя беседы с родителями , стремлюсь охватить по возможности все стороны воспитания. В результате беседы родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника, конкретные советы. Тематические консультации организую с целью, ответить на все вопросы, интересующие родителей . Часть консультаций посвящаем трудностям воспитания детей. Стремлюсь дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Это форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главной моей задачей в проведении консультации убедить родителей в том , что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Привлекая родителей к участию «Семинаров» , «Деловых игр» учу родителей анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление . Подходить к воспитанию как к серьезному и целенаправленном процессу. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всем происходящем в жизни, то и ребенок разделяет их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Бывают конфликтные ситуации в процессе взаимодействия с родителями воспитанников . Они могут возникнуть по разным причинам : родитель не удовлетворен положением ребенка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно – образовательного процесс в целом и т. д. Передо мной как воспитателя стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации. Поэтому когда я провожу в группе семинар – практикум напоминаю родителям , что воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создание высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Я не редко замечаю, что от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий : ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. Я работаю над проблемой взаимоотношений родителей дома . Веду журнал учета семей : многодетных, неполных, неблагополучных. Посещаю такие семьи дома. Знание особенностей семейного воспитания позволяет мне в беседе с родителями , дать им необходимые советы. К сожалению, есть такие семьи, где отец или мать допускают антисоциальные проявления. Обсуждаем с родителями вопросы , связанные с проблемой алкоголизма, курения в семье. Привлекаю внимание родителей к отдельным публикациям, в которых раскрывается вред пьянства, табакакурения отмечаются его отрицательные воздействия на здоровье ребенка. на его интеллектуальные и умственные способности. И такая проводимая работа дает результат . Родители прислушиваются к моим советам. Такие семьи стараюсь привлечь в проведении наших праздников, субботников, стараюсь, что бы они обязательно пришли на родительское собрание или семинар.

Подготовила папки передвижки, где родители могут найти для себя много полезной информации по вопросам обучения и воспитания детей.

В своей работе использую наглядно – информационные методы работы с родителями . Они знакомят родителей с условиями , задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся : рекомендации, памятки, домашние задания, выставки детских работ , фотовыставки, конкурсы, телефон доверия, папки передвижки. Соблюдая принцип «обратной связи» , родителям приятно , когда они видят стенд, на котором написано «Консультация по вашей просьбе» , «Спрашивали – отвечаем» , им нравится, что педагоги «идут на поводу» у родителей , которые будут чувствовать, что к их пожеланиям прислушиваются, им реально помогают в воспитании детей. Организовываю в группах педагогическую библиотеку для родителей , книги им выдаются на дом. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей .

Родители привлекаются к подготовке утренников, изготовляют поделки, шьют костюмы, принимают активное участие в конкурсах. Стали традиционными такие праздники с участием родителей в детском саду , как «День матери» , «День урожая» , «Встреча Нового года» , «А ну – ка мальчики» , «А ну – ка девочки» . Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса . Родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию .

Стало традиционным проведения «Дня открытых дверей» где родители имеют возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми , самим включиться в общение и деятельность детей. Родители , наблюдая деятельность педагога и детей , могут сами поучаствовать в играх, занятиях. Длительное наблюдение за ребенком в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание и в домашних условиях.

Умение понимать ребенка, его состояние и мотивы поведения позволяют воспитателям наиболее правильно определить соответствующий подход к нему. Поэтому в воспитании детей, нужен тесный контакт с родителями . Только совместная работа детского сада и семьи даст хорошие результаты. Над проблемой детский сад и семья я постоянно работаю , повышаю свой профессиональный уровень.

В своей работе , я считаю одной из важных тем «Роль педагога в работе с родителями » . Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека.

Планирование работы с родителями воспитанников и обучающихся – первый шаг на пути построения эффективного взаимодействия. Используя разнообразные формы проведения родительских собраний , вовлечения родителей в жизнь детского коллектива, педагог может добиться сплочения родительского актива . Совместные праздники, экскурсии, торжественные мероприятия, выставки семейного творчества – педагогический опыт изобилует примерами соединения педагогического , детского и родительского сообщества . В таком единстве дети понимают, что мир взрослых – надежный, крепкий, безопасный.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей , мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам :

Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов ;

Консультации для родителей ;

Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей ;

Распределение ролей взрослых;

Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен) ;

Составление памятки – помощницы для родителей и для детей ;

Индивидуальные встречи и консультации;

Изготовление атрибутов, пособий.

Приглашения для родителей .

ПРИГЛАШЕНИЕ

ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети.

Дети хотят на празднике видеть Вас, самых дорогих для них людей. И делится своими впечатлениями, волнениями и радостными переживаниями.

Пройдут годы, дети могут забыть музыкальные произведения, которые звучали на праздниках, танцы которые они исполняли. Но они всегда сохранят в своей памяти тепло общение, радость сопереживание, которое они ощутили в эти минуты рядом со своими родными и близкими. Поэтому мы приглашаем вас на праздник не в качестве простого зрителя, а как дорогого гостя, самого любимого и близкого человека для наших детей. Они вас любят и ждут на праздник, который состоится ___

Так в нашем ДОУ прошла осенняя ярмарка, в которой активно участвовали и родители и бабушки и дедушки . Ими было принесено огромное количество разных вкусностей. Бабушки принесли красивые платки на плечи деткам. Был организован самовар на костре и массовое гуляние. Родители нашей группы , подошли к оформлению стола творчески. Были принесены, различные расписные дощечки и ложки. Из патиссонов были сделаны необычные цветы. Из маленьких тыковок были сделаны грибочки и ежики. Очень много было домашней выпечки, приготовленной руками наших мамочек. Благодаря тесному взаимодействию педагогов и родителей , ярмарка прошла весело. И самое главное, дети получили от этого мероприятия колоссальное удовольствие. Ко дню матери мной было проведено в группе мероприятие, на которое пришли все мамочки. Праздничная атмосфера царила с самого утра. Мамочки несли наряды для детей, а папы старательно надували шары для украшения группы. Мы с детьми подготовили и песню, и танец и выучили трогательные стихотворения про маму. Для мам были организованы конкурсы, в которых они охотно участвовали. Царила теплая, праздничная обстановка.

Я поделилась опытом работы с родителями . В группе необходимо наладить тесный контакт с родителями исоздать атмосферу общности интересов. Тогда у вас все получится.