Способствует развитию согласованности речевых движений. Образовательный портал. Упражнение «По лесенке»

    Реферат на тему: Педагогические условия для работы над согласованностью движений и речи на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Введение

    Речь играет большое и очень важное значение в развитии ребенка-дошкольника. А речь – это способность говорить, говорение. Проблема нарушения согласованности речи и двигательных функций, а именно общей, мелкой, артикуляционной моторики обусловлена необходимостью пересмотра приемов, общепринятых в логопедии, а также педагогических условий, необходимых на музыкальных занятиях для работы над согласованностью речи и движений. Движение – это перемещение, направление.
    А что же такое музыкальное воспитание в детском саду? Это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью воспитания творческой личности ребёнка.
    Анализируя психолого-педагогические источники можно сделать вывод о том, что эта тема особенно актуальна в наши дни, так как отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а также то, что согласованность движения и речи является подготовительным этапом к освоению письменной речи и письму.
    В педагогической литературе прослеживается то, что на музыкальных занятиях идет обучение согласованности движения и речи, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, развитие темпа и ритма, движений и стиха. Очень важным аспектом воздействия на развитие согласованности движения и речи является чувство ритма и темпа. Ритм и темп организует не только двигательную деятельность человека, но и в то же время руководит темпом и динамическими особенностями речи. Разнообразие ритмических упражнений формируют у детей с ОНР способность к развитию согласованности движения и речи. Кто же такие дети с ОНР? ОНР – это форма речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. А неполноценная речь негативно сказывается на развитии двигательной сферы, в которой наиболее существенные недостатки наблюдаются со стороны координации, поэтому тема остается актуальной.
    В психологической литературе прослеживается то, что речь - это специфическое проявление психической деятельности. Поскольку речь является функцией мозга, изучение ее механизма связано с пониманием вопросов, касающихся работы мозга. В процессе речевой коммуникации принимают участие многие анализаторы, но ведущую роль играют 2 из них: речедвигательный и речеслуховой.
    В современной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринуждённость, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет на двигательные свойства речевых органов (В.А. Гринер). Работает над этой проблемой Картушина Марина Юрьевна. Она создала сборник конспектов логоритмических занятий. Исследования профессора М.М. Кольцевой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
    Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена многими исследователями крупных ученых. Упоминание о коррекционно-развивающем воздействии музыки уходят корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Известны суждения Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады воздействуют на мысль, делая ее сообразной ими самими. В 1913г в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обуславливалось сочетанием ритма, музыки и движений. В 1960-е годы польский логоритмист Аурелия Розенталь предприняла попытку ввести элементы ритмопластики в музыкальное воспитание. Программа Аурелии Розенталь включает ритмические упражнения Жака Далькроза, которые способствуют развитию движений под музыку на занятиях.
    Данная проблема привлекла внимание и российских исследований. Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведённые В.М.Бехтеревым, И.М.Догелем, И.Р.Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. В 1958г. переиздается работа Веры Алесандровны Гринер «Логопедическая ритмика» для дошкольников. В 1976г. Галиной Анатольевной Волковой был представлен разнообразный логопедический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985г вышла «Логопедическая ритмика» ею была предложена методика занятий при разных формах нарушения речи. В то же время, как показывает практика и результаты полученных исследований Е.А.Медведевой, Н.Н.Кычневой, М.Ф. Фомичевой, Г.Р.Шашкиной нарушение речи и двигательных функций выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушениями речи с помощью тестов Л.А.Квинта в модификации Н.И.Озерецкого-Гельница. Практика использования логоритмических упражнений на музыкальных занятиях показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с различными уровнями ОНР. А логоритмические упражнения – это упражнения на основе сочетания музыки, слова, движения, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
    Анализ существующей практики свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы. И поэтому степень разработки проблемы требует более глубокого ее изучения. Эта тема и остается особенно актуальной в наши дни. А из этого следует, что объектом исследования являются музыкальные занятия, а соответственно предметом – логоритмические упражнения и их роль в системе работы над согласованностью движений и речи. Целью исследования является выработка педагогических условий, которые способствуют эффективной работе над согласованностью движений и речи. Из цели вытекает следующие задачи работы:
    изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
    изучить и проанализировать систему логоритмических упражнений Е.П.Прописновой.
    разработать систему логоритмических упражнений, способствующих развитию согласованности движений и речи;
    выделить педагогические условия, способствующие более эффективному развитию согласованности движений и речи.
Исходя из задач, выдвинули гипотезу работы – предположим, что правильно подобранная система логоритмических упражнений на музыкальных занятиях эффективно влияет на коррекцию согласованности движений и речи у детей с ОНР при следующих условиях:
– при согласованности работы педагогов: воспитателя, логопеда, музыкального руководителя;
- при систематическом включении упражнений на согласованность движений и речи на музыкальные занятия;
- с целью закрепления внесение этих упражнений на другие занятия.
Для решения поставленных задач нами использовался комплекс взаимодополняемых и взаимопроверяемых методов:
- наблюдение за работой педагогов: логопеда и воспитателя;
- анализ планов логоритмических занятий;
- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Глава 1. Роль музыкального воспитания в развитии речи и движений

1.1. Значение музыкального воспитания в развитии ребенка

Музыкальное воспитание, как воспитательная дисциплина, должна занимать значительное место в системе общего образования . Цель занятий, которые необходимо систематически проводить уже с самого раннего возраста – подготовить детей к трудовой деятельности, физически развивая в играх и упражнениях. Таким образом, с помощью музыкальных занятий у детей развивают голос, умение слушать, чувство ритма, вырабатывают умение двигаться правильно и красиво. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Очень важно в музыкальном воспитании использовать элементы логоритмики. А «логоритмика - это вид кинезотерапии, основан на согласовании музыки, движения и слова, также это методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения и слова». Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памятью) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входят формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («темп», «ритм» и т.д.).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи .
Достижение этих задач осуществляется с учетом следующих принципов:
1)принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного коррекционного обучения – с другой;
2)принцип развивающего обучения, заключается в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка;
3)принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4)принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Перед ребенком необходимо ставить познавательные задачи, в решение которых он опирается на собственный опыт.
5)принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий;
6)принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7)принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Э. Жак-Далькроз (1913). Рассматривая ощущения, которые возникают при восприятии ритма, как особое проявление человеческой психики, он предложил развивать на его основе чувство музыкального ритма, ритма стиха, ритма движений.
Особое место занимает музыкальное воспитание при работе с речью. Различные речевые нарушения преодолеваются быстрее и легче.
Методика музыкально-ритмического воспитания за рубежом применялась в 60-е годы польским логоритмистом А. Розенталь. Она предприняла попытку внести элементы ритмопластики в логопедическую работу.
Э.Килинска-Эвертовска (Чехословакия) определила условия выполнения точного и координированного движения в сопровождении музыки и сделала вывод, что такая система музыкальных занятий формирует у детей чувство ритма и может широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств и заболеваний.
Вайнест (Германия, 1992) утверждает, что дети, имеющие речевые затруднения, преодолевают их в процессе развития ритмических способностей.
Также элементы логоритмики в системе музыкального воспитания привлекли внимание и российских исследователей. Например, в 40-е годы логоритмика в нашей стране вошла как необходимая часть в комплекс воздействия на больных афазией. В 1958 году переиздается работа В.А. Гринер «Логопедическая ритмика для дошкольников». В 1960 году В.И. Рождественская в работе «Воспитание речи у заикающихся дошкольников» подчеркивает роль упражнений, сочетающих слово с движением. Ритм производимых движений способствует нормализации речи. В работе Е.Ф. Шершневой, Е.Ф. Рау (1955) отличается значение логоритмики в коррекции заикания у детей преддошкольного возраста. В 1976 году Г.А. Волковой был представлен разнообразный логопедический и ритмический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985 году в книге «Логопедическая ритмика» ею была предложена методика занятий при разных формах нарушения речи. Таким образом, элементы логоритмики в системе музыкального воспитания находят более широкое распространение и применение в различных реабилитационных методиках как самостоятельное средство коррекционного воздействия.
«Речь является специфическим проявлением психической деятельности человека». В процессе речевой коммуникации принимают участие многие анализаторы, но ведущую роль играют два из них: речедвигательный и речеслуховой. Если речь начинает интенсивно развиваться на втором году жизни, то к шести годам ребенок уже будет в состоянии управлять своим поведением на основе словесно обобщенной информации. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно.
Неполноценная речь негативно сказывается и на развитии двигательной сферы, в которой наиболее существенные недостатки наблюдаются со стороны координации способностей .
Коррекционно- педагогическая работа в специализированных дошкольных учреждениях логопедического направления связана со своевременным исправлением дефектов речи у детей.
Между тем известно, что физические упражнения служат эффективным средством воздействия на психические функции человека, одной из которых является речь.
К физическому воспитанию логоритмика имеет косвенное отношение, поскольку занятия разрабатываются логопедами-дефектологами совместно с музыкальными руководителями и направлены в основном на постановку и закрепление отдельных звуков, произношение слов, предложений, т.е. непосредственно на формирование правильной речи ребенка, и не учитывают особенности его физического развития и взаимосвязь речи с движениями различного характера.
В то же время физкультурные занятия, проводимые в специальных логопедических группах, не имеют своей задачей содействие формированию речи через активное развитие тесно с ней связанных физических качеств, к которым относятся координационные способности. Поэтому целесообразным выходом из сложившейся ситуации является интеграция физкультурных и музыкальных занятий..
В исследованиях, посвященных вопросам речи и моторики, указывается на связь речи и выразительных движений (М.О. Гуревич, 1930; А.А. Леонтьев, 1969), связь между двигательным и речевым анализаторами (А.Г. Иванов-Смоленский, 1935; Н.Н. Трауготт, Л.Я. Балонов, 1957; А.Р. Лурля, 1969; Н.П. Тяпугин, 1966). Отдельные исследования доказывают, что между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей существует взаимозависимость (Л.Ф. Фямина, 1971; М.М. Кольцева, 1973). М.М. Кольцева пришла к выводу, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат – и что мозговую зону и проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной. Механизму взаимодействия движения и речи серьезные исследования посвятил Н.А. Бернштейн. Он в 1966 году выдвинул теорию уровневой организации движений. Разрабатывая систему регуляции двигательных функций, он отнес речь к высшему уровню организации движений. Это речедвигательный уровень символической координации и психологической организации движений. При этом речь оказывается неразрывно взаимосвязанной со всеми уровнями организации движений, в основе лежит принцип связи общей моторики и речи.
Таким образом, музыкальное воспитание играет важное значение в развитии ребенка: влияет на развитие голоса, умения слушать, чувства ритма, вырабатывает умение двигаться правильно и красиво, на общий тонус, моторику, настроение, развитие движений, также развивает внимание и память.

1.2.Музыкальные занятия.

Преодоление общего недоразвития речи требует интегративного подхода, при котором применяются элементы логоритмики на музыкальных занятиях по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики. Основу коррекционной работы составляет метод сенсорно-двигательной интеграции.
Коррекционная работа проводится по основным направлениям: развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания), ориентировки в пространстве и во времени; развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинетической основы артикуляционных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружелюбия, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности и др.).
Коррекционная направленность музыкальных занятий обеспечена учетом механизма и структуры психологического и речевого нарушения, возрастных и личностных особенностей детей, состояния их двигательной системы, характера и степени нарушения неречевых и речевых процессов: пространственного праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Решение на занятиях воспитательных задач способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию воспитанников.
Основные виды упражнений, используемых на музыкальных занятиях для детей с общим недоразвитием речи первого уровня, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мимикой и артикуляционной моторики, воспитания чувства ритма, развитие силы голоса, дикции, обогащение и активизацию словаря, развитие понимания речи.
У детей с общим недоразвитием речи второго уровня отмечаются отклонения в развитии моторной сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память. В музыкальные занятия включаются задания, тренирующие основные виды движений. В игры и упражнения на координацию речи с движением вводится один или несколько предметов. Предлагается сочетать выполнение движений с речевым сопровождением. Включая упражнения для развития темпа и ритма движений. С детьми, имеющими второй уровень речевого развития, в структуру логоритмического занятия включаются игры и упражнения для развития произвольного внимания, зрительной, слуховой и двигательной памяти, тактильных ощущений. Даются задания на запоминание ряда движений или слов в предложении. Вводятся сложные игры с серией движений и речевой инструкцией. Включаются речевые и подвижные игры, распевание и пение.
У детей с третьим уровнем общего недоразвития речи недостаточно сформирована связная речь, отмечаются трудности согласования слов, неточное звукопроизношение. В музыкальные занятия включаются все речевые средства логоритмики: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движения и речи, упражнения с предметами, сопровождающиеся речью, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.
Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю со всей группой. Продолжительность занятий в младшей группе – 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной – 30 минут.
На занятии все упражнения объединены общей темой и сюжетом. В сюжеты занятий введены образы героев сказок и мультфильмов, животные, игрушки, увлекательные приключения. На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. При проведении занятий с детьми с общим недоразвитием речи необходимо тесное взаимодействие музыкального руководителя, логопеда и воспитателя.
Особое внимание уделяется введению в занятие речевых и подвижных игр с элементами инсценировки сказок, песен и стихотворений. В этих упражнениях на первый план выступают диалоги, монологи детей, сложные словесные инструкции. Целью этих упражнений является формирование способности быстро ориентироваться в новом речевом задании, переключаться с одного вида упражнений на другой. С детьми, имеющими третий уровень общего недоразвития речи, в занятия включаются театрализованные игры, в которых дети выступают от имени героев сказок или песен.
Вопрос об учете особенностей детей с общим недоразвитием речи при построении занятий довольно сложный. На практике чаще приходиться ориентироваться на особенности каждого ребенка в группе и составлять планы занятий с учетом этих особенностей. Например, дети с общим недоразвитием речи могут иметь хорошо развитую моторику, а может быть и наоборот. Поэтому во втором случае необходимо чаще включать в занятия упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, а в первом - больше внимания уделить, например, играм и упражнениям, воспитывающим чувство ритма. Безусловно, здесь надо учитывать и пожелания логопедов. А главное - придерживаться двух принципов в работе: персональное внимание к каждому ребенку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения (логопеда, музыкального руководителя, психолога) с воспитателями при активной поддержке родителей. В этом случае можно достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи .
Для достижения оптимальных результатов музыкальных занятий с элементами логоритмики, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме.
    Ритмическая разминка.
    Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений:
    упражнения для развития основных сторон внимания;
    упражнения, регулирующие мышечный тонус;
    упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением.
    Слушание музыки (1 произведения)
    Пение (2-3 песни).
    Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.
    Упражнения для развития речевых и мимических движений.
    Пляска, танец.
    Игра.
    Заключительная ходьба под марш спокойного характера.
Опираясь на свежесть восприятия ребенка, в первой части занятия даются музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на тренировку внимания, памяти, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы работы. По мере нарастания утомления идет переход ко 2-й части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность ребенку отдохнуть и подготовиться к игре. После слушания музыки начинают пение. Вслед за спокойным видом деятельности переходят к подвижной игре в целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для последующих занятий.
Целью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности. Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку.
Упражнения для развития основных сторон внимания включают смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками, используются также различные игры, воспитывающие основные стороны внимания.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус предполагают устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий. Предполагаются отдельные задания на расслабление или напряжение мышц.
Упражнения для развития чувства ритма и темпа – это разные движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Постоянно ведется работа над различением медленного и быстрого темпов.
Упражнения для развития координации речи с движением дают навык точного совмещения разнообразных движений в направлении, скорости, напряженности. Упражнения на координацию речи с движением могут проводиться без музыкального сопровождения, но сначала разучивается текст, затем движение. Поэтому текст можно разучивать с детьми на любых других занятиях.
Упражнения для развития тонких движений пальцев рук формируют координацию, силу тонких движений, навык выполнения действий с мелкими предметами.
Упражнения на развитие артикуляции движений служат для развития точности, переключаемости речевых движений, увеличение их объема. В тесной связи с работой по развитию речевых движений применяются и мимические упражнения.
Также важное место на музыкальных занятиях с детьми с общим недоразвитием речи занимают расслабляющие упражнения и упражнения, корригирующие мышечный тонус, так как большинству детей с общим недоразвитием речи свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для становления правильных движений и естественной речи.
Особая роль на занятиях принадлежит музыкальному сопровождению. Музыка влияет на развитие движений, их выразительность. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие внимания, мышления, памяти, временной и пространственной ориентировки (способность уложить свои движения в определенном временном отрезке так, как подсказывает музыка, ее метрическая и ритмическая основа), стимулируют речевую деятельность ребенка, оказывают позитивное влияние на его эмоционально-волевую сферу. Музыкальное сопровождение движений на занятиях подбирается с учетом особенностей всех воспитанников. Не только марш, галоп, полька – музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными фразами, но и плавная, со спокойным рисунком, с акцентирующими движения фразами, а также песни с ритмичным припевом и плавным запевом (вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка, дождя и т.д.).
На занятиях систематически проводится работа по развитию устной речи детей: в процессе вербализации игровых ситуаций, словесного объяснения упражнений, в ходе разучивания текстов, песен (уточнение трудных слов, отработки их ритмической структуры, четкости произношения звуков). Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения; формы речи поэтапно усложняются.
Очень важно, какие методы и приемы, и каким образом используются на музыкальных занятиях. На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные и тактильно-мышечную наглядность.
Итак, наглядно-слуховые приемы включают:
    исполнение музыкального произведения музыкальным руководителем, воспитателем, ребенком;
    использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.
и т.д.................

Наталия Львовна Кочнева
Движение и речь. Методы двигательной коррекции

Движение и речь

Связь движения и речи - общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением . И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников .

Всем известны игры, «У медведя во бору» , «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения . Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами.

Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения , силу голоса и другие рече-двигательные аспекты .

Тесная взаимосвязь речи и движения позволяет задействовать мощные компенсационные механизмы у детей, имеющих проблемы в развитии. Педагоги и дефектологи знают, что развитие речи через движение приносит положительные результаты. С этой целью создана целая методика : логопедическая ритмика. Совершая определённые движения , ребенок более чётко и правильно произносит те слоги и слова, которые раньше ему не удавались.

Методы двигательной коррекции используются в коррекционной педагогике как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения - восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.

Упражнения на развитие координации речи и движения

Петрушка

Стоит в лесу избушка, Руки над головой изображают крышу дома.

А в ней живет Петрушка. Движение , имитирующее игру на дудочке.

К нему идут зверушки Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Олени, носороги, Скрещивание рук над головой.

Медведи из берлоги Переступание с ноги на ногу.

Приходят друг за дружкой Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Косули и еноты, ежи и бегемоты Выполнять «пружинку» , руки на поясе.

Идут после охоты Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Малиновка, овсянка,живая обезьянка, Ритмичные взмахи руками. Покачивание туловища вправо-влево; руки согнуть в локтях, ладони открыть.

У всех одно и то же-

Попрыгать, поиграть.

Стоит в лесу избушка,

А в ней живет Петрушка.

К нему идут зверушки

Попрыгать, поиграть.

Мы лопатки взяли, Движения

Грядки раскопали.

Раз-два, раз-два-

Вот как раскопали, Выполнять движения в соответствии с текстом.

Грабли в руки взяли, Движения , имитирующие носку лопаты на плече.

Грядки причесали.

Семена рядами в землю мы сажали.

Раз-два, раз-два-

Вот как мы сажали. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы водой холодной грядки поливали. Раз-два, раз-два-

Вот как поливали. Движения , имитирующие полив грядок из лейки.

Урожай богатый дружно собирали. Полуприседания влево-вправо с отводом руки.

Хоровод и песни Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.

Сами затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.

Раз-два, раз-два- Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.

Вот как затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.

Подарило лето

Вместе с солнцем ярки

Мамам, бабушкам и детям

Вкусные подарки. Дети идут по кругу по часовой стрелке, взявшись за руки.

Мы в лесу гуляли,

Мы грибы искали.

Раз грибочек, два грибочек-

Полный кузовочек. Присесть, имитируя сбор грибов в кузовок.

Около тропинки

Рвали мы малинку.

Раз малинка, два малинка-

Полная корзинка. Встать, имитируя срывание с куста малины.

По саду гуляли,

Яблочками мы рвали.

Вкусных, красных, ароматных много мы нарвали. Встать на носки, поднять руки вверх, имитируя срывание с дерева яблок.

Принесем мы маме

Кузовок с грибами,

Красных яблок и малинки

Полную корзинку. Идут по кругу против часовой стрелки, взявшись за руки.

Морское путешествие

Рыбки плавали, ныряли

В чистой светленькой воде.

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три-

Морская фигура, замри. Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны. Руки поднять вверх и, изображая фонарики, опустить вниз.

Кто это? Что это?

Куа угадать? Кто это? Что это?

Как разгадать? Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Руки поднять вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево .

Это рыбацкая лодка, Ноги на ширине плеч. Руки в сторны, кисти подняты вверх. В таком положении выполнять покачивания из стороны в сторону.

А это морская звезда, Руки поднять вверх, сжимая и разжимая пальцы, затем опустить руки вниз.

Это, конечно улитка. Руки в стороны, выполнять круговые движения .

Всех разгадаю вас я. Руки развести в стороны.

Заводные игрушки

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине : Широко развести руки в стороны.

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата- Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Все на полочках сидят, Присесть.

С нами поиграть хотят. Прыжки.

Вот солдатики стоят,

Начинается парад! Исходное положение-стойка смирно.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы шагать. Дети маршируют друг за другом.

Вот бегут машины,

Шуршат своими шинами.

Желтые и красные-

Все такие разные. Дробно топают с продвижением вперед . Спина прямая, голову низко не опускать, ноги согнуть в коленях.

Бум-бум, тра-та-та!

Барабан гремит с утра- Дети имитируют игру на барабане.

Зайчики играют,

Лапкой ударяют. Выполнить легкие прыжки то на одной, то на другой ноге.

Публикации по теме:

Логоритмика - это движение, движение - это здоровье Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми,.

Игра представляет собой игровое поле и конверты с заданиями. Цель игры: формирования у детей дошкольников устойчивых навыков знаний поведения.

дним из основных условий и показателей хорошего физического и нервно- психического развития ребёнка является своевременное и разностороннее.

Консультация для воспитателей «Движение и речь» Часто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и.

Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.

Пример:

Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

Постепенно темпо-ритм усложняется и меняется. Для заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует длительной проработки. Заикающиеся с невротической формой заикания достаточно быстро усваивают эти упражнения.

5)пение

Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпо-ритмическими характеристиками.

6)игра

В конце логоритмического занятия у детей дошкольного возраста, как правило, проводится игра, целью которой является закрепление навыков, полученных на занятиях (см. Приложение № 6).

Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитиечувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез чувства ритма тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в формировании моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится “скелетом” слова и играет важную роль в процессе усвоения лексем и опознания их при восприятии.

У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении заикающихся ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.

На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов необходимо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т.е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; они должны содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.

Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей - ямб - дактиль.

Ритмический рисунок хорея:

2. Ямб:

Мы едем, едем, едем,

В далекие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Мы солнышком согреты,

Мы вместе все живем,

И песенку об этом

Мы петь не устаем (С Михалков)

Ритмический рисунок ямба:

3. Дактиль:

Ритмический рисунок дактиля:

Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в которых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также стихи, осложненные стечением согласных и обилием малоупотребительных слов.

Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки. Одним из видов таких упражнений является“послоговый ритм” или теннинг.

Данное упражнение проводится следующим образом:

Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется.

Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.

В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный “роботообразный” характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизи-рованной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. Поэтому при обучении заикающихся теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.

По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.

Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называетсяполным стилем произнесения.

Полный стиль произнесения способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения,

что в целом является основной для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.

Одним из видов упражнений, направленных на выработку ритмизации речевых артикуляций являетсяпословный ритм.

Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенное интенсивно движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально - от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе.

При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваивается. Их ритмизированная речь под влиянием упражнений довольно быстро становится интонированной. Имеется опасность, что быстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизированной речи.

В то же время речевая ритмизация, как и любой двигательный навык, особенно у взрослых, нуждается в длительной автоматизации.

При неврозоподобной форме заикания усвоение ритма крайне затруднено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпо-ритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем необходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движений руки.

Следующим этапом тренинга является совместная тренировка ритмических движений руки и речи. Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся этой группы также крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки.

В целом ряде методик по установлению плавной речи у заикающихся предлагаются различные приемы ритмизации речи (Л.И. Богомолова, 1977; Л.З.Андронова, 1990; В.М. Шкловский, 1994).

В ряде методик первый этап установления ритмизированной речи сопровождается значительным замедлением ее темпа до одного слога в секунду (Л.3. Андронова, 1990).

Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи заикающихся автоматизировалась и стала стабильной, темпо-ритм должен подбираться индивидуально, вызывая у пациента чувство комфорта. Только при этих условиях возможно продолжение самостоятельной работы заикающегося по автоматизации нового навыка речи.

Речь - это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зри­тельный, двигательный и кинестетический анализаторы.

Для правильного произнесения звука ребенку требу­ется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуля­ция, фонация и дыхание должны быть достаточно ско­ординированы в своей работе, а речедвижения соотне­сены с соответствующими слуховыми ощущениями. Для того чтобы ребенок понял значение слова, необхо­димо слияние между собой слуховых, зрительных и ося­зательных ощущений в единый образ предмета. И.М. Сеченов отмечал: «...всякое ощущение по природе смешанное... к нему обязательно примешивается мы­шечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

Физиологи придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Так, И.П. Павлов отмечал: «Речь - это, прежде всего, мы­шечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Развитие звукопроизношения связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение зву­ковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. М.М. Кольцова экспериментально дока­зала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и ока­зывается более совершенной. Взаимосвязь между раз-


витием речи и формированием общей, мелкой и арти­куляционной моторики подчеркивается многими ис­следователями. Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Н.А. Бернштейн разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами ре­чевой патологии, характеризующейся нарушением про­извольных моторных актов. На начальном этапе осу­ществляется восприятие и оценка ситуации самим ин­дивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно усложня­ется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем чтобы поставленная двигательная за­дача и модель (эталон) будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование ре­шения определившейся задачи, т.е. индивид сам наме­чает цель и содержание движений и адекватные средст­ва, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактиче­ское выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управ­ляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, соразмерность, плавность) ведет к нарушению движения.


Координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным центральным от­ветом.


Л.В. Фомина обследовала детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени раз­вития тонких движений пальцев рук.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что функция движения руки всегда тесно связана с функ­цией речи, и развитие первой способствует развитию второй. Кольцовой с сотрудниками Научно-исследова­тельского института физиологии детей и подростков АНМ СССР установлено:

& около трети всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, кото­рая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны;

& работа над движениями пальцев рук действитель­но стимулирует созревание центральной нервной систе­мы, что проявляется, в частности, в ускорении развития речи ребенка.

Высказывание Павлова о том, что «речь - это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга», подтвержда­ется многими исследователями детской речи. Поэтому при изучении проблемы, как стимулировать развитие речи ребенка, возникла мысль об использовании мы­шечных ощущений от речевого аппарата. Посмотрев «карту» головного мозга, мы видим, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигатель­ной областью, а площадь двигательной проекции зани­мает проекция кисти руки, расположенная очень близ­ко от речевой моторной зоны. Величина проекции кис­ти и ее близость к моторной речевой зоне навели многих ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на раз­витие активной речи ребенка.

В невропатологии и дефектологии уже давно име­лись наблюдения, говорившие о тесной связи речевой функции и двигательной функции руки. Так, было из­вестно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утра-


чивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, даже когда сама область двигательной проекции пальцев не затронута.

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тон­кие и точные двигательные акты, как письмо, рисова­ние, игра на музыкальных инструментах, речь и т.д., требующие дифференцированных реакций многих мы­шечных групп. Структурные и функциональные особен­ности двигательного анализатора, заключающиеся в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи со всеми структурами центральной нервной системы и принима­ет участие в их деятельности, дают повод предполагать особое значение двигательного анализатора в развитии деятельности мозга.

Локомоторные функции развиваются у ребенка к началу второго года жизни. В возрасте 1-2 лет отме­чаются неуклюжесть и неустойчивость движений, вы­званные недостаточной дифференциацией движений и отсутствием необходимой регуляции тонуса. У детей этого возраста налаживаются выразительные и защит­ные движения и начинают появляться обиходные дви­жения, еще крайне неточные; наблюдается масса син-кинезий.

Дети 3-7 лет отличаются подвижностью и грациоз­ностью, у них хорошо развита способность к передви­жению и выразительным движениям; однако двигатель­ное богатство бывает лишь при свободных движениях. Если ребенка просят производить точные движения, он сразу начинает утомляться, отвлекаться и стремится ук­лониться от задания. Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых механизмов и от недостатка выработки формул движения. Кажущаяся двигательная неутомимость ребенка связана с тем обстоятельством, что он не производит продуктивных рабочих движений, требующих преодоления сопротивления и точности, а следовательно, и большой затраты энергии.

Тонкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой


мелких мышц руки и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку ис­следовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики по­могают ребенку самостоятельно обслуживать себя, вы­ражать себя через творчество - игру, пластику, способ­ствуют повышению самооценки ребенка. Они облегча­ют ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социаль­ный опыт.

В исследованиях психопатологов очень большое внимание уделяется вопросу о том, является ли разви­тие моторики ребенка следствием естественного созре­вания соответствующих структур или же это есть ре­зультат научения. В ранних работах главная роль в этом процессе отводилась фактору созревания. В более по­здних исследованиях уже ставится вопрос о том, что и созревание, и научение являются факторами, в равной мере необходимыми для формирования моторики ре­бенка. В отношении первых факторов созревание будет, естественно, решающим, в то время как в отношении условно-рефлекторных двигательных актов определяю­щим фактором будет научение.

Бернштейн считает, что сущность развития мо­торики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном созревании морфологических субстра­тов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека.

Как показывают наблюдения, в овладении движе­ниями рук большую роль играет подражание. Различают три вида подражательных реакций:

& повторение собственных движений;

& повторение знакомых движений взрослого;

& повторение новых движений.

История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладыва­ет ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы.


Рисование, по мнению Л. С. Выготского, «есть свое­образная графическая речь, графический рассказ о чем-либо». Специальные исследования показали, что есть своеобразный критический момент, когда простое чир­канье карандашом и бессмысленные каракули начина­ют обозначать что-то.

В 1 - 1,5 года малыш крепко зажимает карандаш в ладони, это очень ограничивает движения. В этом воз­расте он не пытается еще изобразить что-то определен­ное, просто получает радость от самого процесса.

В 2-3 года ребенок, как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтан­ные, почти не ограничиваются.

Примерно с трех лет линии становятся более опре­деленными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выпол­нении вертикальных движений, но еще плохо выполня­ются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много: человек, солнышко, колеса и т.п.

В 3,5-4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрас­ту совершенствуется координация движений и зритель­но-пространственное восприятие, и это позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.

В 5 лет хорошо выполняются горизонтальные и вер­тикальные штрихи. Ребенок уже способен ограничивать длину штриха, линии становятся более ровными, четки­ми, и этому помогает правильный способ держания ручки.

Рисунки пятилетних детей показывают их способ­ность выполнять вертикальные, горизонтальные и цик­лические движения. Они пытаются писать буквы.

В 6 лет дети хорошо копируют простейшие геомет­рические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте детям до-


ступны любые графические движения, любые штрихи и линии, а регулярные занятия рисованием совершенст­вуют движения, тренируют зрительную память и про­странственное восприятие, создавая основу для успеш­ного обучения письму (М.М. Безруких).

Способность ребенка к рисованию и копированию является необходимым элементом определения готов­ности ребенка к школе. Поэтому важным параметром школьной зрелости является уровень развития мотори­ки кисти ведущей руки, определяющей скорость и лег­кость формирования навыка письма. Процесс овладе­ния навыком письма имеет многокомпонентную психо­физиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента (буквы), а также сложнейшие механизмы координации регуляции движений. Двигательный состав письма весь­ма сложен и отличается своеобразием на каждой ступе­ни овладения навыком.

Н.А. Бернштейн отмечает, что акт скорописи в сформированном виде включает ряд факторов: общий тонический фон пишущей руки и всей рабочей позы, вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев, которая очень ритмична и монотонна; осу­ществление округлости движения и его временного рит­мического узора; реализация начертательной стороны письма (контуров букв и того, что составляет сущест­венную часть почерка). В акте письма непременно име­ют место элементы прилаживания к пространству: ква­лифицированная хватка и держание орудия письма, ре­ализация движения кончика пера по поверхности бумаги вдоль действительных или воображаемых линий.

Письмо - сложный координированный навык, требующий сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений тела. Дело в том, что сложно координированные движения ребен­ка - это прежде всего произвольные движения, т.е. Движения, которые имеют цель; движения, которые планируются, контролируются и оцениваются; движе-


ния, параметры которых могут изменяться при изме­няющихся условиях деятельности. Выполнение таких движений обеспечивается интегральной (совместной) деятельностью различных мозговых структур, и наруше­ние этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля. Кроме того, у детей 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей за­пястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регу­ляция, и это затрудняет формирование и выполнение движений. Формирование этих функций завершается к 10-13 годам.

Нельзя исключить еще один фактор трудностей формирования тонко координированных действий. Мо­торная неловкость в выполнении манипуляторных дей­ствий, трудности в овладении ими, неудачи и частое не­довольство взрослых вынуждают ребенка избегать вы­полнения действий, которые сложны, поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хо­чется».

Особого внимания заслуживают графические движе­ния. Нелюбовь к рисованию - один из показателей на­рушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - инструментальное дейст­вие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь не­обходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими, контролировать их. При этом возраст 6-7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в раз­витии моторики кисти.

Е.М. Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

Из опыта работы инструктора по физической культуре ДОУ "Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Основной признак тяжелого нарушения речи - ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи обусловлено клиническими диагнозами (дизартрия, алалия).
Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от произнесения вместо слов отдельных звуков, звукоподражательных комплексов), до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства (ОНР III – IV уровня). Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.
Клинический диагноз сказывается не только на речевом развитии детей, но проявляется в их соматической ослабленности и замедленном развитии локомоторных функций. Им присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.
У детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Родители таких детей отмечают задержку у них формирования манипулятивных действий с игрушками, трудности в овладении навыками самообслуживания и т.д.
Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. Обнаруживается застревание на одной позе.
Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами, а также занимаются продуктивными видами деятельности (рисованием, аппликацией, конструированием).
Таким образом, у детей с ТНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. Однако, нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими патологиями.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что у детей с отклонениями в речевом развитии несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Наша задача сделать все возможное для устранения рече-моторного нарушения у воспитанников. Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное», «Речевое развитие", "Физическое развитие", обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с тяжелыми нарушениями речи, с задачами развития речи, для чего обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие упражнения, подвижные игры необходимо стремиться наполнять коррекционно-речевой составляющей.
Комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений, пространственных представлений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Василий Александрович Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки»,или,наоборот, «руки крюки».
Нарушения же моторики могут создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.Формирование движений происходит при участии речи.Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти, что способствует преодолению дизартрических проявлений у детей с ОНР.
Важным средством развития тонкой моторики рук служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, в основе развития двигательных функций рук.
Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в течение 10 лет, определила, что наиболее эффективным средством развития и коррекции моторной организации детей с ограниченными возможностями здоровья является использование на физкультурных занятиях игр и игровых упражнений с предметами.
Действия с предметами, в отличие от упражнений без атрибутов, благодаря их наглядности и практической направленности осознаются и принимаются детьми как необходимые. В связи с этим у них повышается мотивация к таким занятиям, появляются осмысленность и целенаправленность при выполнении различных предметных манипуляций. Иными словами, работа над упражнениями с предметами приобретает для ребенка ценностно-смысловой характер, что позволяет детям в большинстве случаев достигать значительных результатов в развитии тонкой моторики рук.
Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.
Почему с мячом?
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать.
Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности по ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются мячи из различных материалов. Эти игры не требуют большого пространства.
С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей зачастую или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц, особенно в сочетании с речью крайне необходимо. Звуковая гимнастика действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. Для детей с речевыми отклонениями проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Это происходит за счет системного подхода, который предусматривает использование лексического, систематизированного материала по определенным темам («Осень», «Овощи и фрукты», «Зима», «Весна», «Наш город» и т.д.) на физкультурных занятиях наряду с решением двигательных задач. Например, в средней группе тема недели «Осень и ее признаки». Проводится комплекс ОРУ «Осенние листочки» и подвижная игра с речевым сопровождением «Ветерок». Для групп старшего дошкольного возраста - комплекс ОРУ «Осень золотая» и подвижная игра «Улетают журавли».
Речевое сопровождение определенной тематики позволяет структурировать предложение, что способствует профилактике дисграфии анализа и синтеза. Решению этой же задачи служат считалки, когда каждое слово, включая предлоги и союзы, указывает на играющего.
Дети на занятиях по физической культуре не только узнают новые слова, но и составляют с ними словосочетания, предложения, т.е. речь формируется как система.
С учетом основных недостатков лексической стороны речи детей с ОНР система коррекционной работы основывается:
- на обогащении словаря, т.е. усвоении ранее неизвестных детям слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе;
- активизации словаря, т.е. перенос как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный.
Задачи обогащения словаря решаются на протяжении всего занятия по физической культуре.
Работа строиться в двух направлениях:
- расширение словаря при ознакомлении со специальной спортивной терминологией;
- закрепление словаря в соответствии с лексическими темами.
Задачи обогащения словаря специальной спортивной терминологией могут решаться в любой части занятия.
В качестве примера рассмотрим игровое упражнение «Стройся!»
Задачи :
- закреплять понятия «колонна», «шеренга», строевые упражнения;
- развивать ориентировку в пространстве.
Дети ходят или бегают по залу врассыпную. Водящий (сначала его роль выполняет взрослый) подает команду «Стройся!» в колонну (в шеренгу, в круг и т.д.)!». В соответствии с командой дети строятся, уточняя вид построения.
При выполнении ОРУ дети знакомятся с такими понятиями, как «наклоны», «повороты», «приседания». Сначала взрослый называет движение, выполняя его с объяснением техники. Затем он называет движение, но не выполняет его. Позже детям предлагается выступить в роли взрослого: дети по очереди самостоятельно придумывают упражнение, называют его, объясняют последовательность выполнения и лишь затем предлагают выполнить товарищам.
Дети выполняют упражнения из разных исходных положений и с различными предметами. Так ненавязчиво закрепляются знания о частях тела и спортивном оборудовании. Дошкольники не просто визуально знакомятся с предметом, они изучают его свойства и приемы работы с ним. Например, при работе с мячом давались понятия: «гладкий», «резиновый», «разноцветный», «упругий», «прыгучий». Таким образом, в речь вводятся прилагательные.
Знакомя детей с основными видами движений, необходимо показывать их, сопровождая подробным объяснением. Перед началом выполнения предложенного задания предложить назвать основные движения. В конце занятия для закрепления полученных знаний предлагается вспомнить, что делали и в какой последовательности. С этой же целью в конце занятия задается вопрос: «Что вы делали со скакалкой?» и т.д. От детей требуется ответ предложением, а не одним словом.
Для проверки осознанности выполняемых действий используются задания проблемного характера. Например, перед началом занятия педагог вместе с детьми расставляет спортивное оборудование, а затем предлагает догадаться, что сегодня будем делать. Необходимо озвучить свои предположения.
Таким образом, работа направлена не только на обогащение пассивного словаря, но и на введение новых слов в активный словарь.
Поскольку словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игры, то и закрепление слов в соответствии с лексическими темами проводится при проведении игр и игровых упражнений, которые решают двигательную и речевую задачи. Игры по расширению словарного запаса разнообразны.
С целью активизации и обогащения словаря можно использовать игровые упражнения «Подбери нужное слово».
Задачи:
- развивать активный словарь детей;
- учить подбирать к названному слову определения;
- совершенствовать технику ловли и бросков мяча.
Дети стоят по кругу. Водящий, передавая скакалку, предлагает детям подобрать нужное слово к тому, какое он произнесет. Например, скакалка признается, что она. Какая?
В практической деятельности постоянно используется речевое сопровождение на уровне звука, звукокомплекса.
Например игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. Прокатывая мяч в паре, дети пропевают гласные звуки пока мяч катится.
Игра «Стучалочка»
Звуки я сказать хочу
И по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.
Дети отстукивают мячом гласные звуки. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:
А
АА
ААА
Пальчиковый игротренинг также является эффективным для детей с различными нарушениями речи. Обычно через полгода у большинства детей, в том числе заикающихся, речь несколько нормализуется. К концу года наблюдается положительная динамика в устранение аграмматизмов. На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений.
Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа. Первый – fingerplay – собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – action hume – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. Классификация эта достаточно условна. Фольклорные игры имеют множество версий. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом.
Различные упражнения я объединяю в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ (например, прогулка в лес, где дети придумывают и осуществляют движения ползущей улитки, летящей бабочки, колышащейся травы и т.д.)
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия. Су –Джок терапия - одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС.
Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции, дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией, в народе волчья пасть, заячья губа А. Г Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.
Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – с ТНР независимо от вида их речевого дефекта.
Таким образом:
комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре. Поскольку потребность в движении у дошкольников огромна, они с удовольствием выполняют все задания педагога;
и логопед, и инструктор по физической культуре, ясно представляя характер и особенности своей работы, помогают друг другу в решении общих задач: преодолении речевой недостаточности у детей с ОНР и подготовке данной категории дошкольников к обучению в школе.