Консультации логопедов "родителям на заметку". Памятка логопеда — Речевая азбука для родителей Скачать памятки консультации для родителей от логопеда

16.02.2024 Прикорм

Логопедические памятки для родителей.

Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка. В любой ситуации не пугайте его.

В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу.).

Обращайте внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.).

Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.).

Совершенствуйте грамматический срой речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

Обращайте внимание ребёнка на процесс приготовления пищи, её качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печём, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зелёный, жёлтый).

Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребёнка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие её обладателю - ребёнку.

Конечно, «первоклашке» нелегко привыкать к новой жизненной ситуации, но все же не освобождайте его от дел по дому. Привлекайте ребенка к уборке, мытью посуды и т.д. Только так он будет гармонично развиваться.

Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни с достижениями одноклассников. Это очень трудно. Но, по крайней мере, постарайтесь не озвучивать эти сравнения при ребёнке, даже если они в его пользу. Помните, что учиться все-таки он, а не вы.

Уважаемые родители!

Групповые логопедические занятия по коррекции нарушений речи и звукопроизношения, проводятся 2 раза в неделю. Индивидуальные, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому учащемуся, в соответствии с его речевым нарушением, даются задания на дом. Домашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях в школе.

При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:

1. приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен;

2. необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь;

3. домашние задания выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда;

4. у ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п. ;

5. выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют;

6 .если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже;

7. никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки;

8. чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей - является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Логопед работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения на себе или ребенке. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и выполнять все задания, которые он задает на дом.

Удачных занятий и правильной речи!

Уважаемые родители! Перед вами перечень упражнений и рекомендаций, которые помогут вашему ребенку в более успешном овладении навыками чтения и письма. Для получения результатов эти задания следует выполнять регулярно.

1.Определение наличия или отсутствия звука в слове.

Вопросы типа: «Есть ли звук [р] в слове «рак», «сад», «рыба», «миска», «арбуз» и т.п.

2.Подбор слов на заданный звук.

«Придумай слово, которое начинается на звук [а], [м], [с]» и т.п.

3.Определение первого и последнего звука.

«Назови первый звук в слове «мак», последний звук в слове «сын».

4.Определение количества и последовательности звуков в простых словах.

«Скажи, сколько звуков в слове «лук», «муха», назови первый, второй, третий звук этих слов» и т.п. Материал нужно постепенно усложнять, подбирая слова из пяти, шести, семи звуков. Для упрощения подсчета количества звуков в слове ребенок может использовать пальцы руки, загибая их при назывании каждого звука.

5.Деление слов на слоги.

Перед тем, как обучать ребенка делению слов на слоги, нужно объяснить ему, что звуки речи бывают гласными и согласными. Гласные звуки – это те звуки, которые поются, тянутся. Обозначаем мы их красным цветом. Рассмотрите с ребенком алфавит, назовите вместе с ним гласные звуки. Согласные звуки – это те звуки, которые нельзя пропеть и которые встречают во рту преграду. Например, звук [п] – не поется, не тянется и встречает во рту преграду в виде губ. Называйте ребенку разные звуки и просите его определить, какой это звук: гласный или согласный и объяснить, почему он так считает.

Только после того, как ребенок четко различает гласные и согласные звуки, следует переходить к делению слов на слоги. Ребенку следует запомнить правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». Начинать работу следует с простых слов. Для облегчения работы можно попросить ребенка «прохлопать» слоги. Например, слово «ЛУНА» Давай «прохлопаем» это слово ЛУ-НА. Сколько раз ты хлопнул? (Два.) Значит, сколько слогов в этом слове? (Два.). Назови первый слог. (ЛУ). Какая там гласная? (У). Назови второй слог (НА). Какая там гласная? (А). Сколько гласных в этом слове? Назови эти гласные ещё раз. Вспомни правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». Сколько гласных у нас получилось? Значит, сколько слогов в этом слове? После такого подробного разбора слово можно записать, проговаривая его по слогам. Далее подчеркнуть в этом слове красным карандашом гласные. Вертикальной чертой разделить слово на слоги. ЛУ | НА.

6.Чтение.

Перед тем, как обучать ребенка чтению следует убедиться, что ребенок знает все буквы русского алфавита. Если ребенок не может запомнить букву, то для её запоминания следует попросить ребенка нарисовать эту букву, разукрасить её, вылепить из пластилина, вырезать из бумаги, найти эту букву в тексте и обвести или зачеркнуть её и т.п.

Обучение чтению следует начинать со слогов. При этом нужно помнить, что произносим мы звуки, а не буквы. Например, звук [м], а не «мэ» или «эм».

Также перед тем, как ребенок будет читать слоги, полезно их проговорить устно. Например, «а» «м» - что получится? «ам»; «т» «а» - что получится? «та» .

Только после того, как ребенок научился хорошо читать слоги, следует переходить к чтению слов и только потом к чтению предложений.

7.Развитие словарного запаса.

Ребенок должен назвать по вашей просьбе овощи, фрукты, домашних животных и их детенышей, посуду, одежду и т.п., а также должен уметь подобрать обобщающее слово к картинкам или словам. Например, «яблоко», «груша», «слива» - это … ? или «сапоги», «туфли», «босоножки» - это … ?

8.Развитие связной речи.

Ребенок должен уметь рассказывать о себе, о своей семье, об услышанном или увиденном, составлять рассказ по картинке, по серии сюжетных картин.

При пересказе сказок или небольших рассказов он не должен нуждаться в дополнительных вопросах и стимулирующей помощи такого типа: «О чем говорилось в рассказе?», «Как звали мальчика?», «Вспомни, что было дальше». Предложения в рассказе должны быть логически связаны между собой.

9.Ориентировка в пространстве.

Ребенок не должен испытывать трудности в определении правой и левой руки, а также предметов, которые находятся справа и слева от него. Он должен правильно называть пространственное взаиморасположение предметов, используя предлоги. Например, «карандаш лежит под коробкой», «котенок вылез из-под дивана» и т.д. Также он не должен смешивать понятия: «сначала» - «потом», «сзади» - «спереди», «старше» - «моложе».

Удачи Вам и Вашему ребенку!

Учитель – логопед: Андреевских С.А.

Ольга Суханова
Памятка для родителей «Логопед родителям»

Уважаемые родители!

Ваш ребенок зачислен в логопедическую группу. Это означает, что в детском саду он получит специализированную помощь, направленную на коррекцию речи. Форма проведения логопедической работы: индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия. Выполняют эту работу учитель-логопед, воспитатели, музыкальный работник, специалист ФИЗО.

Но работы дошкольных работников для коррекции речи мало, так она должна быть продолжена дома.

В ваши обязанности входит:

Проведение игр и упражнений на развитие артикуляционной и мелкой моторики ребенка;

Контроль за произношением ребенка;

Как проводить логопедические занятия дома.

Очень трудно заинтересовать ребенка. Ведь усадить его за занятия не так и просто. Это и не обязательно, можно заниматься с ребенком, когда он играет. Занятия так же должны проходить в игровой форме. И Вам будет легче, и ребенок материал усвоит без капризов.

Условия проведения домашних занятий по автоматизации звуков:

Занятия должны быть первоначально короткими (2-3 минуты). Далее их постепенно увеличиваем. Максимум 15-20 минут разово.

Занятия должны нравиться ребенку. Не заставляйте и не настаивайте.

Лучше чаще заниматься, но понемногу.

Не ругайте ребенка за неправильное произношение или если у него что-то не получается.

Задания по автоматизации звуков можно проводить во время прогулки или похода в магазин.

Игры на автоматизацию звуков.

- «Назови предмет, начинающий на заданный звук»;

- «Угадай, о чем я говорю». Ребенок может загадать предмет, описывая его качества. Родители должны отгадать этот предмет. Можно поменяться ролями.

- «Кто больше назовет слов, начинающийся на заданный звук».

- «Перевертыши». Родители загадывают слово, меняя в нем порядок звуков. Начинать надо со слов из 3-х звуков, а затем постепенно увеличивать количество звуков. Со временем ведущим может стать ребенок.

-«Кто больше назовет сказочных героев с заданным звуком» (играть можно по разным категориям: овощи, фрукты, мебель, животные, растения и т. п.).

Отгадывание загадок.

Создавайте вместе с ребенком свои игры и познавайте мир с их помощью, и тогда развиваться будет не только речевая функция, а все высшие психические функции.

О домашнем задании.

Каждую пятницу Вы будете получать тетрадь с домашним заданием. В понедельник тетрадь с выполненным заданием должна быть возвращена учителю-логопеду. Задания выполняются детьми самостоятельно с направляющей помощью. Письменные задания выполняются простым карандашом.

Ваши занятия с ребенком дома помогут быстрее преодолеть все нарушения, закрепить правильное звукопроизношение и научат ребенка говорить грамотно.

Радуйтесь прекрасным моментам общения с вашим ребенком!

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Учитель-логопед глазами родителей» 1. Довольны ли Вы пребыванием ребенка в логопедической группе? а) да б) нет в) затрудняюсь ответить 2. Меня полностью удовлетворяет уровень.

Характеристика речи ребенка 5–6 лет. Памятка родителям Характеристика речи ребенка 5-6 лет Ребенок шестого года жизни доброжелательно общается со сверстниками, умеет высказываться по поводу различных.

Памятка для родителей. Советы родителям, чьи дети изучают английский язык в детском саду. Памятка для родителей. Советы родителям, чьи дети изучают английский язык в детском саду. Изучение английского языка в дошкольном возрасте.

Памятка педагога-психолога родителям «Что должен знать, уметь ребенок при поступлении в школу» 1. Называть свою фамилию, имя, отчество. 2. Число и месяц, год рождения. 3. Домашний адрес. 4. Название города и страны. 5. Ф. И. О. твоих.

Речь представляет собой значительную психическую функцию человека. Неправильное развитие речи может сказаться на становлении всей психической.

Памятка Родителям О Воспитании детей ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил: 1. Любите своего ребенка, и пусть.

Березина Елена Витальевна


Уважаемые родители! На логопедические занятия отбираются дети старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.
Занятия логопеда с такими детьми проходят 2-3 раза в неделю с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда. Количество детей для логопункта ограничено – 25 человек на год. В первую очередь зачисляются дети предшкольного возраста, а на оставшиеся места – дети 4-5 лет.
Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.
Задачей работы логопункта в ДОУ является комплексное логопедическое воздействие и сопровождение ребенка в детском саду. Деятельность логопункта предполагает системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных этапов: диагностического, коррекционного и оценочно-контрольного.
Во время диагностического этапа каждый ребенок проходит индивидуальное логопедическое обследование, где логопед получает представление о состоянии речевой деятельности ребенка и составляет перспективный план коррекционной работы.
Коррекционный этап включает в себя постановку нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию. Параллельно с этим решаются задачи, связанные с формированием и развитием фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Занятия проводятся как индивидуально, так и небольшими подгруппами из 3-4 детей со схожими по структуре дефектами звукопроизношения. После постановки звука наступает этап его автоматизации в словах, фразах, стихах и текстах. Продолжительность постановки звуков и их автоматизации может быть различной, и зависит от сложности нарушения.
По окончании коррекционного этапа ребенок переходит в группу динамического наблюдения, т.е. наступает оценочно-контрольный этап , во время которого логопедом и воспитателями отслеживается процесс автоматизации звука в разговорной речи.
Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу
.

Основные направления деятельности логопеда в ДОУ

Уважаемые родители, обратите внимание!




Консультации для родителей

"Развитие речи детей от 2 до 7 лет"

"Уровень развития речи детей в 2 года"

"Уровень развития речи детей в 3 года"

"Уровень развития речи детей в 4 года"

"Уровень развития речи детей в 5 лет"

"Уровень развития речи детей в 6 лет"

"10 советов логопеда для родителей"

"Рекомендации логопеда для родителей детей младшего возраста"

"Рекомендации логопеда для родителей детей среднего возраста"

В нелёгкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:


1.

поддерживать уверенность ребёнка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;

2. правильно строить общение с ребёнком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
- проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;

3. на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;

4. проследить, чтобы ребёнок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:


1. ясная, чёткая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребёнком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;

2. выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребёнка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;

3. занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребёнка. Если в занятия включаются разнообразные упражнения, то ребёнка следует убедить, что они необходимы;

4. занятия не должны продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребёнка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4-5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует с другими видами работ;

5. занятие не следует перегружать заданиями;

6. на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбирать соответствующий комплекс упражнений; к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом», уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идёт раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить той или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.

1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи.

Ребёнку важно уметь:


- определять место заданного места в слове (в начале, середине, конце);
- делить слова на слоги;
- различать твёрдые мягкие согласные;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать слова, похожие по звучанию;
- различать слова, отличающиеся одним звуком;
- находить слова, в которых нет заданного звука;
- осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.

2. Формирование правильного звукопроизношения.

Причины нарушения звукопроизношения различны – привычка вяло и нечётко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.
Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.
Если ребёнок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцирую появление ошибок при чтении и на письме.
Занятия эффективнее в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут.

3. Развитие моторики и графических навыков.

Необходимо тренироват



- пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребёнку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т.д.)
- общую моторику;
- мелкую моторику – развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.).

Используя приёмы :

Пальчиковые игры;
- штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т.д.)

4. Развитие звуко-буквенного анализа.