Крестные отец и мать, кум и кума - восприемники от купели при крещении. В русской народной традиции крестные играли существенную роль в течение всей жизни человека, т. к. духовное родство, в которое вступали восприемники и их крестники в результате крещения, считалось даже сильнее кровного. Пословица: «Духовное родство пуще плотского».
Крестные несут ответственность перед Богом за духовно-нравственное состояние своих крестников. С момента совершения таинства крестные родители становились как бы посредниками между крестниками и миром святых. Их молитвы считались действенными, иногда им придавалась даже большая сила, чем молитвам родной матери.
В духовное родство с крестными (в народной терминологии — кумовство) вступали в результате крещения и родители крещаемого, и ближайшие родственники его. Все они назывались кумами (крещаемые и крестные между собою кумами не назывались).
Лица, связанные духовным родством, не могли вступать между собою в брак. Церковное законодательство после XVII в. значительно сузило круг лиц, связанных брачными запретами. В к. XIX в. официально были запрещены лишь браки между восприемником и матерью крестника и восприемницей и отцом крестницы. Народная же традиция существенно расширяла круг лиц, на которых распространялось духовное родство и соответственно брачные запреты. Браки запрещались не только между крестными родителями и крестниками, но и между кумовьями. Запреты распространялись и на второе поколение. Интимные связи между духовными родственниками считались в крестьянской среде кровосмешением. «Ведь кум с кумою стояли у общей купели перед Богом, поручались за младенца и отрекались за него от сатаны, а заместо того они сами идут в лапы сатаны и младенца туда тащат, прямое дело, что грех непрощеный, потому как оскверняет невинного младенца» (Ярославская губ.).
Кумовство как система взаимоотношений включало определенные нормы поведения. По отзывам, поступавшим из разных мест, среди лиц, связанных духовным родством, «замечается большая сдержанность и уважение». Обязательной считалась взаимопомощь. Между покумившимися семьями не должно было быть ссор; они рассматривались как великий грех. Детей воспитывали в духе особого уважения к крестным родителям. По глубокому убеждению русских людей, «грех непростительный обидеть крестных. Бог счастья не даст».
По обычаю кумовья посещали друг друга в большие праздники, прежде всего на Пасху. В этот день крестные обязательно одаривали своих крестников крашеными яичками, а родители крестников в свою очередь несли подарки крестным. Крестные родители были непременными участниками всех праздников в доме своих крестников. Кроме того, было принято угощать кума и куму, когда бы они ни пришли.
Особая роль отводилась крестным на свадьбе крестников. С ними советовались перед вступлением в брак. Они благословляли жениха и невесту вслед за родителями и выполняли роль посаженых отца и матери. В случае отсутствия родителей крестные их заменяли. Когда невеста-сирота ехала на кладбище просить благословения у умерших родителей, ее сопровождал крестный. Нередко они выполняли в свадебном обряде почетные функции свахи, тысяцкого. Крестные, как и родители, благословляли при отправлении на военную службу или в дальние поездки.
По установившейся у русских традиции, крестная мать приносила на крещение кусок белой материи, на который клали после купели, — «риски», или «приём». Крестный отец платил за совершение таинства и дарил нательный крест — символ веры и защиту от нечисти. Постоянное ношение креста для русского человека было обязательным и естественным. Отсутствие его заставляло считать, что над данным человеком не было совершено таинство крещения, т. е. он не принадлежит к православной вере.
В последнее время столкнулся с не очень приятной ситуацией. Люди не знают, что такое кумовья и какие обязательства на них накладывает жизнь.
Многие слышали поговорку: «Что за кума, коль под кумом не была», однако никто не знает какие последствия несёт за собой сексуальная связь кумовьёв. Сколько это порождает проблем не только в их жизни, но и в жизни ребёнка, которому они являются крестными родителями, а также в жизни своих собственных детей.
Начну с того, что дам объяснение этому явлению и его роли в жизни Православных Христиан.
В Библии сказано, что за грехи родителей ответят их дети. Чем тяжелее грехи родителей, тем тяжелее крест, который будут нести за них их дети.
Крестная мать, крестный отец и дитя, которое они покрестили - не просто дань обычаю, а духовная семья перед Господом Богом. В прежние времена к выбору кумовьёв относились очень серьёзно, потому что крестные родители являлись не только духовными наставниками, но фактически опекунами тех детей, которых они крестили. Не зря не берут в крестные родители мужа и жену - они должны быть духовно чисты между собой.
Когда крестники вырастали и вступали в брак, крестные родители (кумовья) сидели во главе свадебного стола наравне с кровными родителями. Если кровные родители по какой-либо причине рано умирали, то тогда кумовья меж собой решали, кто возьмёт на воспитание сироту. Они же выделяли крестнику или крестнице средства на приданое и прочие расходы.
Крестники были обязаны поздравлять своих крестных родителей со всеми праздниками и именинами. Особо важно было поздравлять крестных родителей со Светлой Пасхой и Рождеством. Непременно дарились собственноручно изготовленные подарки. Девушки дарили вышивки, сшитые и связанные обновки, скатерть, украшенную выбивкой и ярко вышитыми цветами.
Крестному отцу вышивалась сорочка, пояс или ещё какая-нибудь приятная безделица.
Крестник делал собственноручно табурет, шкатулку или покупал мятный пряник в лавке.
В семьях чтилось неукоснительное правило: в семейный поминальник о
здравии вписывали имя крестного отца и крестной матери, а если кумовья
умирали, то их вписывали за упокой и всегда молили Бога об усопших
крестных родителях.
Брали крестных родителей, если требовалось, на докорм и уход по
старости.
Обязанности сторон были крепкими, а связь была неразрывной, потому что не было большего греха, если кумовья и крестники завраждуют.
А теперь поговорим о прелюбодеянии между кумовьями. Люди не ведают, что творят, но незнание законов не освобождает от ответственности.
Если кумовья одумались, прекратили связь и осознали то, что они натворили, то они сами могут помочь себе и своим крестникам, своим детям (если есть).
Ниже я привожу молитву об искуплении грехов самими кумовьями. Каждый из них должен читать её сам на протяжении 40 (сорока) дней.
Есть молитва-заступница, чтобы оберечь детей от беды из-за грехов родителей.
Желаю вам ясности ума, здоровья тела, мира души и житейского благополучия.
Андрей Фидес
С самого рождения и до конца жизни человек окружён родными и близкими людьми. Самые первые и самые родные люди – это мама и папа, братья и сёстры. Дальше это бабушки и дедушки, тоже не менее любимые. Взрослея, человек «обрастает» всё новыми и новыми родственниками: дядями и тётями, племянниками и шуринами. Становится зятем или невесткой, тёщей или свекровью и много ещё кем. Во всех этих «званиях» и связях можно попросту запутаться. А значение многих из них со временем и вовсе забылось.
Вот сегодня и попробуем найти ответ на вопрос: «Кто такая кума?»
Согласно толковому словарю русского языка Т. Ф. Ефремовой, кума – это крёстная мама по отношению к крёстному отцу или к родителям самого ребёнка, то есть крестника. Ещё кума – это мама самого ребёнка по отношению к его крёстным родителям.
По христианским традициям младенца в первые месяцы жизни принято крестить. При этом во время обряда крещения малышу «даются» вторые родители - крёстные мать и отец. Вот их то и принято называть кумовьями. При этом кум и кума должны быть друг другу совершенно чужими людьми, то есть, они не являются мужем и женой.
Все вместе – кум, кума и крестник – составляли особую духовную семью. Поэтому к выбору крёстных родителей в былые времена относились очень серьёзно.
Как и многие другие родственники, кума наделена определёнными «полномочиями» и имеет свои обязанности. «Вторая» мама – кума – это не только духовный наставник, но и опекун ребёнка, которого она крестила. Кума ведёт по жизни своего подопечного, оберегая ото всех жизненных невзгод, передавая свой жизненный опыт, знания и умения. Если вдруг родители крестника умирали, то кум и кума принимали решение о том, с кем крестник останется жить. При вступлении в брак крестника, за свадебным столом кумовьям отводилось почётное место рядом с родителями жениха и невесты.
Крестник должен был поздравлять куму со всеми праздниками, преподнося подарок, изготовленный своими руками. Девушка, как правило, дарила скатерть или рубаху, украшенную вышитыми цветами, какие либо обновки, которые сшила или связала сама.
Парень же мастерил табурет или шкатулку и украшал её резьбой по дереву.
Крестник чтил и уважал куму всю жизнь. И, если была необходимость, заботился о крёстной матери, когда та болела или становилась старой и немощной.
Многим известны слова поговорки: «Что за кума, коль под кумом не была» . Услышав её, многие могут решить, что кума – это жена кума. Однако, на самом деле это не так. И во все времена считалось большим грехом, если кума и кум вступали в интимные отношения друг с другом. По этому принципу и выбирались крёстные родители для ребёнка. Таким образом, получалось, что при крещении малыш получал не одну, а сразу две «запасные» семьи.
Есть ещё одно значение слова «кума». Так иногда обращаются к пожилой женщине, которая приходится приятельницей кому-либо.
Есть ещё имя собственное Кума. Его носят несколько рек, которые находятся: на Северном Кавказе, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Японии. Есть ещё село в Дагестане и город в Австралии, которые тоже носят имя Кума.
Кто может называться кумом (кумой)? Кто такие кумовья? Практически любой человек ответит на этот вопрос. Кумовья - это крестные родители малыша по отношению друг к другу и к физическим родителям. То есть это понятие объединяет всех людей, которые по жизни обязаны опекать и воспитывать одного ребенка.
По старинным христианским обычаям, если человек согласился крестить ребенка, то он становится его духовным опекуном. То есть кумовья вместе занимаются не только воспитанием малыша, но и приобщением его к вере. К выбору крестных родителей раньше относились очень придирчиво, не мог породниться с семьей «абы кто». Такие кумовья, на которых в лихое время невозможно положиться, не приветствовались. В крестные выбирали людей ответственных, положительных, твердо стоящих на ногах. Если ребенок оставался сиротой, то о нем заботились кумовья ушедших родителей. Да и отношения между всеми родителями устанавливались дружеские, почти родственные. Общий ребенок связывал их в один крепкий узел, предать который было большим грехом.
Это четыре человека, которые обременены обязательствами в отношении одного ребенка. Между ними и малышом существует духовная связь, которая поддерживает души всех участников отношений в земной жизни и порождает ответственность друг перед другом и перед Богом за неправедные дела. За любой грех кумовьев их общий ребенок будет наказан так же, как и собственные дети. Да и неправедное поведение крестника ляжет ответственностью на всех родителей как биологических, так и духовных.
Если традиции духовности не очень сильно соблюдаются в настоящее время, то праздники остаются актуальными. Кумовьев обязательно приглашают на дни рождения и иные семейные мероприятия. Крестник обязан поздравить своих крестных родителей с Рождеством и с Пасхой. Нет ничего плохого, что создаются такие почти родственные связи между чужими людьми. Да и веселые традиции помогают в этом. Бывают ситуации, когда благодаря соблюдению традиций (пусть и не в полном объеме) люди приобретают себе друзей более надежных и верных, чем кровная родня. И нет тогда проблемы в сложной ситуации с ответом на вопрос: «А поможет-то кто?» Такие кумовья всегда желанные гости, да и ребенок обеспечен опорой на всю жизнь.
Для ребенка очень хорошо, если между всеми его родителями устанавливаются дружеские и непринужденные отношения. Конечно, все зависит от конкретных людей, но в этом направлении можно поработать, ради благополучия малыша. Можно устраивать общие праздники. Например, не забудьте куму поздравить с днем рождения, а потом пригласить к себе на торжество. Это поможет сделать общение крестных с вашим ребенком более тесным и доверительным. Если не складывается только с одним из крестных, то привлеките ребенка к созданию теплых ситуаций. Например, вместе с ребенком придумайте поздравления куму от кумы. Прикольные идеи, пришедшие в голову крестнику, обязательно реализуйте вместе. Тогда и связь с крестными у него появится, и желание общаться.